Евросеть - крупнейшая в России сеть салонов связи, работающая в формате дискаунтера, и ведущий дилер крупнейших операторов связи. Еще основным направлением деятельности компании является цифровая техника. В настоящее время компания представлена более чем 3350 салонами связи, расположенными в России и странах СНГ (Украина, Киргизия, Казахстан). Прогнозируемый оборот компании в 2006 году - $2,6 млрд. В Петербурге компания стартовала в 2002 году.
"Цифроград" - одна из крупнейших дилерских сетей России, которая развивает свой бизнес в основном по франчайзинговой схеме. Компания появилась в Петербурге летом прошлого года (см. выпуск новостей от 27 июня 2005 г.). Тогда к ней присоединились Телеком Поинт, а также сети Техносвязь и КС-Груп. Сейчас сеть Цифроград насчитывает более 100 салонов в северной столице.
Недавно Евросеть завершила приобретение 21 салона компании Телеком Поинт. Большинство из них расположены в помещении торговых комплексов Адамант. Новые салоны будут оформлены в соответствии с фирменными стандартами компании Евросеть уже в ближайшее время. Северо-Западный филиал компании Евросеть на данный моментвключает в себя 265 салонов сотовой связи, расположенных в Петербурге, Ленинградской области и городах Северо-Западного региона. С начала года у компании Евросеть по Северо-Западу было открыто около 30 салонов. В Петербурге и области дилер сейчас располагает 161 салоном.
Напомним, что сеть магазинов Телеком Поинт была создана в начале 1998 года при участии бельгийской компании MDB TE Group (в России действует представительство ТЕ-Груп), производителя телекоммуникационного оборудования торговой марки Premier (телефоны, автоответчики, цифровые диктофоны) и mr Handsfree (автомобильное устройство громкой связи). Перед переходом под крыло Цифрограда розничная сеть Телеком Поинт состояла из 28 магазинов в Петербурге. На местном рыке эта сеть отметилась в первую очередь большим количеством оригинальных акций, -так, она первой разыграла автомобиль и провела несколько мероприятий, под которые организовывались концерты популярной музыки. Несмотря на небольшую сеть, Телеком Поинт стабильно занимал 6 - 7-е места по подключениям. В структуре петербургского Цифрограда Телеком Поинт стал основным поставщиком подключений и генератором маркетинговых инициатив (см., например, выпуск новостей от 9 декабря 2005 г.)
Приобретение Телеком Поинт - не первое в истории экспансии Евросети на Северо-Западе: в сентябре прошлого года компания Евросеть купила 5 салонов сети МобилКом в Мурманской области. При этом везде купленные дилером салоны переоформляются в соответствии с корпоративным стандартом Евросети, меняется также и персонал. Единственная франчайзинговая схема "Евросетью" была реализована в начале этого года, тогда компания заключила соглашение с сетью магазинов "Техмаркет". И хотя пока этот бренд развивается в Москве, по данным spbIT.ru, в планах компании -открыть салоны Техмаркет и в Петербурге.
Салоны, которые мы приобрели, были расположены в хороших и стратегически важных для продаж местах - торговых комплексах "Адамант", -поэтому нам была интересна эта сделка, - прокомментировала пресс-секретарь Северо-Западного филиала компании Евросеть Ирина Хабчик. Сейчас рано говорить о предполагаемом обороте. Мы сейчас начинаем работы по переоформлению салонов в наш стандарт, соответственно, бренд будет изменен, добавила она.
При этом остальные 11 салонов Телеком Поинт перешли в собственность компании Цифроград, под брендом которой сеть Телеком Поинт работает с осени прошлого года. Недавно стало известно, что Цифроград приобрел в собственность активы и двух других участников своей франчайзинговой программы в Петербурге сетей Техносвязь и КС-Групп.
По словам представителей ТЕ-Груп - бывшего владельца сети Телеком Поинт, эта компания исключила из своего бизнеса розничное направление торговли сотовыми телефонами, но все остальные будут развиваться и дальше. Напомним, ТЕ-Груп, помимо выпуска домашних и мобильных телефонов под маркой Premier, также владеет сетью мультибрендовых магазинов одежды Мажор и медицинской клиникой. Как и предполагалось ранее, доходность сотового розничного бизнеса снизилась. По итогам года было принято решение о продаже подразделения, - отметили представители ТЕ-Груп в беседе с корреспондентом spbIT.ru.
Отметим, что Евросеть является традиционным лидером рынка в Петербурге, несмотря на превосходство Цифрограда по количеству салонов. Например, в январе 2006 года Евросеть находилась на первом месте по уровню новых подключений к операторам сотовой связи, а Цифроград - лишь на пятом. В этом контексте весьма интересен тот факт, что наиболее лакомые кусочки Телеком Поинта - салоны в центрах Адамант -достались Евросети. По мнению некоторых участников рынка, это может означать лишь то, что Цифроград не смог предложить за них хорошую цену вместо него это сделала Евросеть.
Вообще же игроки рынка по-разному оценивают новую сделку. Рынок все более ужесточается, поэтому выживают только сильнейшие. Очевидно, что владельцев салонов "Телеком Поинт" не устраивала та прибыль, которую они давали, и те риски, которые приходилось нести. Для "Евросети" же сделка - это увеличение числа точек в достаточно проходных местах, - считает директор по маркетингу федеральной сети Ультра Дмитрий Карманов. Скорее всего, в основании решения о продаже сети Телеком Поинт лежат финансовые причины. Приобретя "Телеком Поинт", "Евросеть" скупила очень привлекательные места. В "Адамант" попасть сложно, и "Евросеть" таким образом решила эту проблему, - считает руководитель розничной сети Телефорум Игорь Алехин.
"Есть два объяснения данной сделки: либо"Евросеть" очень хотела занять хорошие места в торговых центрах "Адаманта", либо компания желала ослабить позиции другого игрока - компании "Цифроград", под маркой которой работал "Телеком Поинт". Видимо, "Телеком Поинт" был неудовлетворен работой под чужой маркой и был вынужден продать свой бизнес. По некоторым данным, Цифрограду все-таки удалось купить часть салонов Телеком Поинта. Получается, что программа Цифрограда - это своего рода франчайзинг с угрозой недружественного поглощения партнеров со стороны франчайзора. Компания намеренно набирала партнеров, чтобы затем поставить их в свою зависимость и выкупить их бизнес по сходной цене. В таком случае дисконт может составлять до 70 % от начальной стоимости. Все это обеспечивается благодаря замкнутости закупок, зависимости партнеров по кредитованию и т. д. Такая тактика экономит "Цифрограду" большие деньги: гораздо дороже предложить независимой сети продаться, чем купить партнерскую сеть по заниженной цене, - резюмирует руководитель пресс-службы группы компаний Divizion Очир Манджиков.