VIII Mobile VAS Conference, день первый: особенности российского, японского и европейского VAS-рынков, а также тенденции развития AppStor’ов

На прошлой неделе, 24 ноября 2011 года, в Петербурге стартовала восьмая Mobile VAS-конференция – крупнейшее отраслевое мероприятие, собравшее свыше 400 человек более чем из 20 стран. На конференции побывали владельцы бизнесов, топ-менеджеры, руководители ИТ-департаментов, а также все основные сотовые операторы и провайдеры VAS-услуг, разработчики программного обеспечения и информационных систем.

Первый день конференции, посвященной услугам, приносящим дополнительный доход (Value Added Services), собрал максимальное количество гостей и достаточно большое количество докладчиков. Список докладов был подразделен на блоки: «Тенденции российского VAS-рынка и мировых VAS-рынков», «Мобильные приложения: маркетинг и монетизация», «Мобильные приложения: игры и развлекательные приложения». Также 24 ноября состоялся круглый стол, посвященный глобальной стратегии развития мобильных приложений.

После вступительного слова модератора конференции, генерального директора компании ADMIN Ltd. Михаила Новикова, прозвучал первый доклад, представленный управляющим директором компании i-Free Innovations Кириллом Петровым.

В начале выступления докладчик перечислил несколько трендов, происходящих на современном рынке VAS. В частности, одним из трендов было названо «закручивание гаек» операторами. В результате компаниям, работающим с VAS, приходится объединяться в альянсы, чтобы выжить.

Далее г-н Петров рассказал об особенностях рынка VAS, на котором уже сейчас присутствует большое количество игроков, не ограниченных, но ярче всего представленных смартфонами и планшетами. Рынок объединяет в себя сервисное программное обеспечение и игры, также характеризуется очень широким контентом, большую часть которого представляют фильмы, книги и музыка. Рынок также представлен большим количеством коммуникационных средств: например, сюда входят Skype и различные социальные сети.

По словам Кирилла Петрова, рынок не просто интегрирует игроков, в нем также смещаются приоритеты. Например, по его словам, операторы и контент-провайдеры занимают на нем куда меньший сегмент, нежели это было раньше. Их долю занимают такие глобальные компании, как Google, Apple и Microsoft.

Отдельно в докладе г-на Петрова речь шла о мобильных приложениях в целом и об AppStor'ах в частности. Одной из ключевых особенностей AppStor'ов является их четкая «заточенность» под рейтинги, из-за чего нишевому продукту практически невозможно добиться успеха. К тому же во многих сторах очень некачественно выполнена функция поиска, поэтому потребитель, даже обладающий конкретной целью, может «промахнуться» мимо нужного ему продукта.

Что же касается VAS-рынка России, то на нем уже есть много компаний, добившихся успеха на международном рынке в области разработки приложений. В 2011 году этими компаниями суммарно было заработано около $80 млн. Однако домашний российский рынок продаж приложений совсем невелик, в России за 2011 год на покупку приложений для iPhone люди потратили не более $7 млн.

Кирилл Петров также рассказал про существующие в России стартапы, а представителям молодых компаний, находящихся в зале, дал совет «быть глобальными».

В продолжение рассказа о российском рынке VAS свой доклад прочитала председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова, коснувшись взаимоотношений контент-провайдеров, операторов и разработчиков приложений. По словам, г-жи Анциферовой, если разработчики позиционируют себя в качестве серьезных рыночных игроков и производят серьезную качественную продукцию, то они вполне могут стать катализатором всего российского рынка.




Генеральный директор компании Infinita Кей Шимада



Еще один интересный взгляд продемонстрировал Кей Шимада, основатель и гендиректор японской компании Infinita. Как выяснилось, в современной Японии SMS и MMS предоставляются фактически бесплатно, причем основной аудиторией этих сервисов являются подростки, проживающие в крупных городах. Именно подростки пользуются мобильным Интернетом более 3,5 часа в сутки, в то время как для взрослой аудитории этот показатель в некоторой степени ниже. В целом японская модель VAS представляет из себя более 500 различных сервисов, самыми популярными из которых являются мобильные телевидение, радио, а также услуги, связанные с «дополненной реальностью». 


«Для меломанов мы предлагаем мобильные сервисы по прослушиванию популярной музыки и просмотру клипов, для людей серьезных – новости бизнеса, для домохозяек – сервис, подсказывающий, каких продуктов в доме не хватает и когда нужно выбрасывать мусор, – рассказывал г-н Шимада. – Впрочем, наибольшее влияние на индустрию оказывает мобильная реклама и все тенденции, связанные с модой. Теперь девушкам не обязательно смотреть на подиум: мобильный телефон показывает все текущие модные тенденции в реальном времени».

Кей Шимада также рассказал, что в Японии очень популярна возможность расплачиваться через NFC, например, при посещении заведений фастфуда. В целом же докладчик отметил особенность японских игроков внимательно следить за мировыми тенденциями и отбирать из них самые интересные варианты.

«Япония никогда не стремилась изобрести колесо, – отметил г-н Шимада. – Мы просто хорошо слушаем и умеем доверять своим ушам».




Вице-президент компании Qualcomm
по глобальным операциям в Европе Анастасия Лаутербах



В противовес Стране Восходящего Солнца следующий докладчик, старший вице-президент компании Qualcomm по глобальным операциям в Европе Анастасия Лаутербах, не была столь оптимистична в оценках европейского рынка VAS. По ее словам, европейские операторы потерпели поражение на этом рынке (основной показатель – провалившееся внедрение SMS 2.0).

В Европе Windows в качестве ОС занимает нестабильные позиции, главенствующая роль принадлежат Android, а что касается картины в целом, то на рынке доминируют только игроки, способные предложить top service, остальные, пусть даже более смелые и инновационные, не выдерживают борьбы с конкурентами. Масла в огонь подливает и постоянно растущий трафик – в подобных условиях борьба становится особенно тяжелой. В итоге вместо инноваций и собственных инициатив европейский рынок просто повторяет успешные решения из США, например, то, что уже было сделано со стороны Google.

«Определенные перемены мог привнести 2010 год, – рассказывала г-жа Лаутербах. – Здесь мы наблюдали открытие лабораторий по венчурному капиталу и плодотворное общение с новыми разработчиками».

Впрочем, по словам докладчика, новые инициативы разбились о преграду несовершенной ИТ-инфраструктуры, из-за чего возникали препятствия на пути создания инновационных мобильных приложений. В то время как акционеры нуждались в cashflow (букв. – «денежном потоке») и текущей тенденцией явилось банальное приобретение крупными компаниями мелких,  креативности со стороны операторов и появления новых партнеров не наблюдалось.

«Мы хотим работать с новыми интересными партнерами, – заявила Анастасия Лаутербах. – Нам интересно внедрять новые приложения, тестировать и предлагать рынку новые услуги. Хочется верить, что и у нас, и у наших единомышленников все получится».




Партнер по исследованиям компании Vision Mobile Майкл Вакуленко



О том, насколько преобразование рынка идет в сторону инноваций, рассказал и следующий докладчик – партнер по исследованиям компании Vision Mobile Майкл Вакуленко. Его доклад касался мобильной экосистемы, существующей не только в Европе, но и в России.

«Российский рынок для нас особенно важен, – сообщил г-н Вакуленко. – Именно здесь мы будем наблюдать развитие 3G и LTE, эти пока что не занятые ниши для нас очень важны».

Впрочем, основная часть доклада была посвящена развенчанию популярных мифов, касающихся мобильных приложений. В частности, еще недавно многие на рынке мобильных приложений были уверены, что все, создаваемое для iOS и Android, будет приносить многомиллиардные доходы. Это оказалось не так, тем более что в действительности мобильные приложения были запланированы как «приятное дополнение» к основному бизнесу Apple и Google. По словам докладчика, мобильные приложения никогда не были и вряд ли будут самостоятельным бизнесом.

По словам Майкла Вакуленко, внимание разработчиков ограничено лишь тремя площадками: iOS Apple, Android и Facebook (а вот HTML5 недостает нескольких ключевых компонентов для успешной конкуренции с гигантами вроде Android). Самым важным фактором для выбора платформы является возможность доступа к максимально широкой публике. Отсюда следует и принцип маркетинга – в частности, дистрибуция бесплатных приложений.

Для игроков телеком-рынка (как на Западе, так и в России), по словам докладчика, базовая конкуренция меняется в корне – вместе с динамикой развития «цепочки ценностей» происходят изменения и в экосистеме разработчиков.

«Российский рынок ждет весьма интересное будущее, – резюмировал доклад г-н Вакуленко. – Ему предстоит борьба между телекомом и Интернетом, и пока неясно, кто займет лидирующую позицию. То же самое можно сказать о рынке с точки зрения игр и сервисов – на кого из них делать ставку, пока неясно».




Директор по развитию бизнеса компании sicap Роман Саввин



Разговор о мобильных приложениях и их месте на мировом рынке продолжил директор по развитию бизнеса компании sicap Роман Саввин. По его словам, на рынке с виду царит мир: даже мировые аналитики не предсказали этому рынку каких-либо изменений. На самом деле рынок просто стал более упорядоченным: мелкие компании исчезают, а крупные профессиональные игроки растут, и уже в 2011 году количество созданных ими мобильных приложений увеличилось на 30 %, ведь объединение инфраструктур действительно влечет за собой прирост контента.

По словам докладчика, в соответствии с данной тенденцией магазины мобильных приложений закрываются из-за слишком большого предложения на рынке – многие видят этот рынок как «маленький вагончик, в который не всем суждено запрыгнуть». Так как попытки конкуренции с магазинами-лидерами не увенчались для операторов успехом, происходит интеграция собственных магазинов приложений с более крупными игроками на рынке (так, к примеру, поступил Huawei Technologies).

Еще одной из тенденций, по словам г-на Саввина, является изменение стратегии от open garden до boutique, где «бутик» – это магазин элитарных приложений, которые еще должны доказать, что имеют право на занимаемое на рынке место. В настоящее время к стратегии boutique перешли двое таких крупных игроков, как Orange и Telenor. К данной стратегии постепенно переходит MTC, в том же направлении движется и «Билайн».

Что касается ситуации в будущем, то Роман Саввин предсказал замену open garden на walled garden. Операторы будут фокусироваться на ограниченное количество разработчиков. Рынок продолжит укрупнение, а абоненты будут получать более «вменяемый» контент.

Продолжение следует – следите за публикациями на нашем сайте!

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, ПО, Web

Ключевые слова: маркетинг, мероприятия, мобильный контент