ОАО Северо-Западный Телеком (СЗТ) было создано на базе 11 региональных электросвязей, которые действовали в областях Северо-Западного региона независимо, а в дальнейшем стали филиалами СЗТ (сейчас их насчитывается 10). Высшим звеном управления компании является генеральная дирекция, которая располагается в Петербурге. Кроме того, в СЗТ был создан координационный совет - постоянно действующее коллегиальное совещание руководителей филиалов и генеральной дирекции. Компания предоставляет полный спектр телекоммуникационных услуг как для частных, так и для юридических лиц, при этом оператор обслуживает телефонные потребности населения сейчас количество установленных СЗТ телефонных аппаратов составляет 4,8 млн. В компании работает более 28 тыс. человек, ее оборот за 2005 год составил более 20 млрд рублей, чистая прибыль более 1,8 млрд рублей. Мажоритарным акционером СЗТ, как и других межрегиональных операторов, является государственный холдинг Связьинвест.
Основной доход компания получает от оказания услуг местной связи, здесь доля рынка СЗТ составляет около 76 %. Однако компания активно осваивает и дополнительные услуги. Если основной акцент до начала этого года в частном секторе был сделан на услуге коммутируемого доступа в Интернет в кредит, то начиная с 2006 года компания приступила к освоению широкополосного рынка. В рамках развития этих направлений компания разработала и вывела на рынок два новых бренда Аванс - доступ в кредит (см. выпуск новостей от 16 января 2006 г.), а также Авангард, под которым компания масштабно подвигает ADSL-доступ (см. выпуск новостей от 16 февраля 2006 г.). Работа над ними началась еще в 2004 году. Напомним, что тогда в компании полным ходом шел процесс перестройки бизнес-процессов, который был инициирован новой командой управленцев, которую возглавил пришедший на пост генерального директора Владимир Акулич. Как удалось выяснить spbIT.ru, компания разрабатывала и бренд для корпоративного рынка, который тоже начинается на А - Альянс.
Благодаря новой торговой марке компания намерена укрепить свои позиции в данном сегменте, который также выделен в отдельное направление.Здесь компания тоже активно работала в течение 2004 - 2005 гг. При этом если на первом этапе СЗТ интересовали крупные распределенные клиенты, которым нужны были услуги по всему региону, то сейчас в сферу ее интересов попадут и менее крупные заказчики. Напомним, что в свое время главным прорывом для оператора стал выигранный в 2004 году тендер Сбербанка на организацию совместной мультисервисной сети по региону. Ранее поставщиком услуг связи здесь был Метроком, однако он не обладает развитой сетью по СЗФО. Поэтому банк ограничился с этим оператором работой по Петербургу (сейчас банк использует около 40 узлов связи "Метрокома" в городе), а по региону сеть создается вместе с СЗТ. Сейчас она уже охватила большую часть СЗФО. Среди других крупных клиентов СЗТ - Пенсионный фонд, ГУП Водоканал, ОАО Внешторгбанк, ЗАО Балтийский банк, ГУП ТЭК, ЗАО Первая помощь и др.
Наблюдатели рынка оценивают вывод нового корпоративного бренда как логичный шаг, но отмечают, что многое будет зависеть от того, сможет ли телефонный монополист изменить свой подход к сопровождению услуг. "В условиях высокой конкуренции, а в Петербурге, например, на корпоративном рынке работает более 100 операторов, наиболее эффективный подход к продвижению услуг - их брендирование и продвижение среди целевых групп. Подход, когда все бренды начинаются на "А", интересен - это креативно и легко запоминается", - считает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева.
"Вывод на рынок нового бренда - логичный шаг для СЗТ. Новое имя позволит оператору дистанцироваться от имиджа неповоротливой государственной компании, т. е. от тех ассоциаций, которые сформировались вокруг компании за годы монополии. Смена бренда поможет СЗТ быстрее и эффективнее стартовать на корпоративном рынке. В нашем случае унифицированный бренд дает синергетический эффект при сравнительно невысоких рекламных затратах - те, кто знает нас с хорошей стороны в одном сегменте, будут лояльно настроены к нашему предложению в другом сегменте. Здесь самое главное -держать качество на уровне по всем направлениям", - прокомментировала руководитель отдела маркетинга и рекламы компании "ЛАНК Телеком" Екатерина Дементей.
Сейчас, по некоторым оценкам, СЗТ на корпоративном рынке Петербурга принадлежит более 35 % - это наиболее крупный показатель среди операторов по городу. Правда, он обеспечивается в основном за счет повсеместного присутствия монополиста по городу. Компания работает по всему городу, однако есть ряд нюансов, так,в большинстве бизнес-центров не предоставляются линии от СЗТ и, соответственно, нет возможности организации услуг, например, ADSL. Если говорить о бизнес-центрах низших категорий, к примеру, "сталинских" домах, в которых сдаются "квартироофисы", то многие из них уже пользуются предложениями других операторов, в частности, ADSL-доступом от Вэб Пласа, - отмечает специалист компании Вэлл-Ком Владимир Подзоров.
Пока неизвестно, в каком виде будет существовать Альянс и как он будет продвигаться. Правда, многие наблюдатели полагают, что СЗТ будет выходить на рынок бизнес-центров, повышая при этом свои расценки для юрлиц до среднегородского уровня (сейчас у компании тарифы гораздо ниже). При этом здесь будут сформированы пакеты, которые будут сочетать в себе ряд услуг, как, например, это сделала два года назад ПетерСтар, запустив Мультилайн (телефония плюс Интернет), на который сейчас подключена существенная часть бизнес-абонентов этой компании. "Эффективность вывода нового бренда во многом зависит от маркетинговых расчетов оператора. Но название услуги - одно из составляющих грамотного и эффективного продвижения. Есть еще и множество других компонентов. В частности, Мультилайн был разработан с точки зрения большей наглядности для абонента как с точки зрения стоимости, так и состава услуг, - говорит менеджер по рекламе и PR ЗАО ПетерСтар Алина Карпиченко.
Некоторые операторы отмечают, что у СЗТ есть возможность недобросовестно конкурировать на этом рынке. "Этой компании принадлежит фактически вся телефонная канализация в городе, в которой протянуты наши оптические кабели, и она в любой момент может в мягкой или жесткой форме лишить возможности работы или создать непреодолимые препятствия различного рода. Думаю, что каждый независимый оператор сталкивался с такими прецедентами", - отметил один из представителей телекоммуникационного бизнеса.
При этом СЗТ придется пойти и на серьезные организационные мероприятия. "Нам достаточно сложно комментировать эффективность данного шага, так как для нас сегмент корпоративных пользователей не является профильным. На наш взгляд, основная трудность при выводе подобного бренда на рынок бизнес-клиентов может быть связана с тем, что он уже поделен между высокопрофессиональными операторами, работа которых по многим параметрам устраивает их клиентов. Как следствие, новой торговой марке будет очень сложно завоевать доверие у потенциальных клиентов и привлечь абонентов - клиентов от других операторов. К тому же компания должна быть готова предоставить клиенту 24-часовое оперативное реагирование на возникающие проблемы, отдельный колл-центр, персональное обслуживание и другие подобные сервисы", - говорит коммерческий директор ОАО "ТКТ" Руслан Евсеев (напомним, что эта компания в 2005 году вывела ряд новых брендов, в частности, "Твое TV", "Твой Интернет"). В работе с корпоративным сектором важны все нюансы от первого контакта и спектра предложений до скорости реагирования на неполадки, - добавляет руководитель отдела продаж компании Объединенные сети Дмитрий Петров. Пока же, как отмечают многие наблюдатели, для СЗТ при работе с уже имеющимся корпоративным сектором присущи все черты бюрократической организации, в частности, организация номера может занять более месяца, а приезд технической команды в случае повреждения на линии несколько дней. Правда, СЗТ делает в этом направлении определенные шаги.В частности, в его структуре в прошлом году появились коммерческие узлы электросвязи. В их состав входят все подразделения, обслуживающие абонентов -как юридических, так и физических лиц. Данные подразделения называются "Центры обслуживания клиентов" и должны обслуживать клиентов по единой технологии. В Петербурге первый такой узел был организован еще осенью прошлого года.