Мошенничество в режиме онлайн. Как интернет–торговцы обманывают покупателей из России

В 2011 году россияне купили у иностранных поставщиков товаров на сумму до $1,3 млрд, оценивают аналитики "Финама". И это при том, что покупательский азарт в России сдерживается недостаточной развитостью почтовой и платежной инфраструктуры. В преддверии праздников любовь россиян к заграничным покупкам становится очевидной. По сообщению "Почты России", только за 29–30 декабря 2011 года в Москву поступило из–за рубежа свыше 100 т мелких пакетов. Это реакция россиян на сезон распродаж. Как раз такие периоды — благодатное время для мошенников. Участились случаи, когда лжепродавцы, получив деньги, либо не отправляют товар вовсе, либо отправляют посылку с муляжом — подменным вложением, предупреждает "Почта России".

Условно интернет–торговцев можно разделить на две группы. Первая — это собственно онлайн–магазины, вторая — онлайн–площадки с интегрированными магазинами и частными продавцами (такие как ebay, amazon). Самостоятельные онлайн–магазины обычно заботятся о своей репутации, а на общих площадках нечестные торговцы — нередкое явление.

Обычно мошенники специализируются на дорогих товарах — от $1 тыс. Продавец сначала торгует мелочью, зарабатывает положительные отзывы, а потом выбрасывает на электронный прилавок дорогие товары по откровенно низким ценам. Высылать их он и не собирается. Такой торговец старается обхитрить сразу нескольких клиентов, ведь как только пойдут негативные отзывы, покупать перестанут.

Некоторые схемы удивляют простотой. Например, торговец предлагает дать скидку, продав товар в частном порядке, не с официальных торгов, — никакой гарантии при этом у покупателя нет. Или продавец предлагает провести сделку через аукцион ebay, но вместо этого уводит на поддельный сайт, потом просит перевести деньги через Western Union или платежный терминал, а получив средства, исчезает. Доказать факт мошенничества очень сложно, особенно если в строке "назначение платежа" продавец попросил указать "текущие расходы".

Следующий метод популярен у торговцев из Китая. Продавец отправляет товар лишь после нескольких напоминаний покупателя. Когда последний наконец получает отправление, там оказывается вовсе не то, что он заказывал, а нечто гораздо более дешевое, но все сроки, когда можно было пожаловаться в службу безопасности сайта или платежной системы, уже прошли.

Иногда мошенники работают и с мелкими покупками. Например, продавец намеренно отправляет не тот товар, который заказывал покупатель. Получатель просит обменять товар или вернуть деньги. По правилам большинства торговых площадок возврат товара осуществляется за счет покупателя. Причем отправить надо так, чтобы путь посылки можно было отследить, а это дополнительные траты. Так, пересылка за рубеж может стоить больше самого товара. Учитывая этот факт, покупатель часто остается, например, с ненужными свечками вместо заказанных переходников. Но, даже если он отправит товар обратно, успех затеи не гарантирован. Иногда посылку невозможно отследить на сайте иностранной почты (например, в Великобритании), поэтому продавец утверждает, что возврата не получил.

Отправляя не соответствующий заказу товар, продавец может рассчитывать и на то, что доказать факт несоответствия будет крайне непросто. Опытные покупатели снимают вскрытие посылки на камеру.

Еще одна беда интернет–покупок — подделки. "Подделываются практически все товары: телефоны (в основном iPhone и Nokia), компьютеры, одежда, украшения, парфюмерия, автографы", — предупреждают на ebay–forum. В случае если факт продажи подделки доказан, торговые площадки заставляют продавца вернуть деньги, а покупателя — уничтожить товар. Но доказать, что покупка является подделкой, непросто, даже если это видно невооруженным глазом. Надо обратиться к компании, выпускающей оригинальный продукт, чтобы та составила подробный акт. Производитель нередко требует за экспертизу деньги — на все эти сложности и рассчитывает продавец подделки.

Жанна Журавлева

Тематики: Web

Ключевые слова: интернет-магазин