СПИК-2012: «Куда движется российский Интернет»

Под таким слоганом было провозглашено открытие очередной Санкт-Петербургской интернет-конференции, которая в этом году объединила в себе СПИК и СПБ-РИФ и проходила 28 – 29 мая 2012 года в Северной столице.

Как отметил директор РАЭК – основного организатора мероприятия – Алексей Плуготаренко, «последние три года подряд мы проводили наши конференции встык – друг за дружкой (СПИК, СПБ-РИФ), а в этом году мы договорились с компанией TRINET провести одну двухдневную конференцию, наследующую привычное всем название – СПИК».



Алексей Плуготаренко представляет президиум СПИК-2012
Алексей Плуготаренко представляет президиум СПИК-2012



По словам генерального директора TRINET Алексея Довжикова, «мы осознанно пошли на объединение наших конференций, потому что считаем, что от этой синергии на едином мероприятии выигрывают все – и мероприятие, и партнеры, и участники, и слушатели». Когда сотрудники TRINET организовывали первую СПИК в 2006 году, то фактически задачей конференции было объединить небольшую часть энтузиастов, работающих в этой сфере, привлечь внимание бизнес-общественности к интернет-индустрии и показать ее значимость.



Генеральный директор TRINET Алексей Довжиков
Генеральный директор TRINET Алексей Довжиков



Г-н Довжиков подчеркнул, что «каждый год, проводя СПИК, я вижу, как он меняется – просто собираться вместе уже не достаточно, сейчас нам необходимо обмениваться опытом, получать информацию из первых уст ведущих экспертов для того, чтобы наблюдать и обсуждать передовые и реальные тренды, которые можно применять на практике в своем бизнесе».

Организаторы уверены, что программа получилась действительно профессиональной, насыщенной, полезной, и каждый участник находит здесь знания, которые реально будут применяться на практике. За два дня в рамках пяти потоков участники СПИКа разбирали практически все актуальные вопросы интернет-индустрии – веб-разработка, менеджмент интернет-проектов, электронная коммерция, домены, авторское право, интернет-маркетинг.

В начале работы конференции в одном из залов после короткого экспресс-открытия были представлены два аналитических доклада – с обзором по развитию Интернета и по аудитории Рунета.

 

Старший специалист фонда «Общественное мнение» Светлана Петухова
Старший специалист фонда «Общественное мнение» Светлана Петухова



Старший специалист фонда «Общественное мнение» Светлана Петухова рассказала, что в 2011 году в 38 из 79 субъектов РФ уровень проникновения Интернета составил более 50 % населения. В СЗФО и ЦФО превалирует доля активных пользователей Интернета со стажем более пяти лет, которые часто используют в Интернете более сложные финансовые практики (по сравнению с пользователями всего Рунета). Г-жа Петухова, помимо традиционного отличия СЗФО от всей России – популярность «ВКонтакте» по сравнению с сетью «Одноклассники», – отметила активность в использовании пластиковых карточек при оплатах в Интернете, боязнь брать банковские кредиты, но активность в приобретении спортивных товаров и в покупке туристических поездок за границу.

Сергей Плуготаренко заметил, что «некоторое время назад мы сформулировали такую тенденцию, как «карманная доступность Интернета», и сейчас мы видим, что этот тренд сбывается. Сегодня мобильность Интернета и его доступность в России все больше и больше – трафика больше, количества пользователей больше, динамика роста мобильных пользователей в два раза превышает динамику роста числа обычных пользователей».

Очевидно, что в России Интернет будет прирастать за счет регионов, а также за счет мобильного Интернета. Сейчас мы уже постоянно находимся онлайн, и это благодаря развитию возможностей сотовых сетей. Тенденции развития операторов сотовой связи состоят в том, чтобы дать максимальному количеству абонентов широкий спектр возможностей для нахождения в онлайне. А помогать сотрудничать операторам с абонентами будут в том числе и мобильные приложения.

Г-н Плуготаренко озвучил интересную мысль о том, что «наверное, всем нам хотелось бы, чтобы Интернет по всей стране был доступен по одному тарифу, то есть чтобы отсутствовал какой-либо роуминг внутри необъятных просторов России».



Главный редактор журнала Дмитрий Чистов
Главный редактор журнала «Интернет в цифрах» Дмитрий Чистов



С итоговой презентацией в рамках открытия СПИКа выступил главный редактор журнала «Интернет в цифрах» Дмитрий Чистов. Дмитрий предложил «пробежаться по цифрам, иллюстрирующим то, как зарабатывает российский Интернет». На прошлой неделе была озвучена новость о том, что «Яндекс» стал «медиаплощадкой номер один» по охвату ежедневной аудитории – это более 19 млн посетителей в сутки. Вторым показателем активности России в сегменте Интернет является количество зарегистрированных у нас доменов.



Одним из показателей активности России в сегменте Интернет является количество зарегистрированных в нашей стране доменов.
Одним из показателей активности России в сегменте Интернет является
количество зарегистрированных в нашей стране доменов



По итогам 2011 года, почти 3800000 доменов зарегистрировано в зоне .ru, порядка 800000 – в зоне .рф, в «реликтовой» зоне .su – 104000 доменов.

Не секрет, что главный бизнес, приносящий в Интернете основные деньги на привлечении аудитории, – это рекламный сегмент. По данным ассоциации коммуникационных агентств России по итогам 2011 года, оборот рекламного рынка в Интернете составил почти 42 млрд рублей. Сегодня этот рынок уступает только рынку телевизионной рекламы, но при этом показывает рост 56 % за год – ни один из других рекламных рынков так не растет.

Традиционно рекламный рынок в Интернете делится на рынок контекстной и медийной рекламы. Сейчас контекстная реклама составляет от рекламного рынка существенно большую часть. Это 26,5 млрд рублей за 2011 год, а рост контекстная реклама показывает еще больше, чем по рынку в среднем, – 63 % за год. Рынок медийной рекламы поменьше – 15,3 млрд рублей, с динамикой прироста в 45 % за год. Г-н Чистов напомнил, что до 2006 года эти рынки шли вровень, а дальше уже произошел отрыв контекстного рынка от медийного.

Рассказывая о ведущих рекламодателях, Дмитрий заметил, что некоторые компании уже сейчас тратятся на интернет-рекламу больше, чем на рекламу в традиционных медиа. В 2011 году в первой десятке основных рекламодателей такими компаниями стали Nokia и Microsoft.



Компании Nokia и Microsoft в 2011 году тратили на рекламу в Интернете больше, чем на рекламу в традиционных медиа Г-н Чистов сообщил, что довольно быстро растет новый рынок видеорекламы в интернете – его объем уже приближается к 1 млрд рублей.
Компании Nokia и Microsoft в 2011 году тратили на рекламу в Интернете
больше, чем на рекламу в традиционных медиа.

Г-н Чистов сообщил, что довольно быстро растет новый рынок видеорекламы
в Интернете – его объем уже приближается к 1 млрд рублей



Безусловно, говоря о развитии интернет-рынка, логично затронуть развитие смежных сегментов. Так, например, рынок разработки сайтов в 2011 году составил, по оценкам экспертов, порядка 11 – 13 млрд рублей, продемонстрировав рост за год примерно на треть. Второй смежный рынок – рынок поисковой оптимизации, в 2011 году составил порядка 9 – 10 млрд рублей, показав рост в 25 % за год.

Другой большой сегмент – рынок электронной коммерции. Его оборот в 2011 году составил порядка 310 – 320 млрд рублей, при этом он растет стабильно – в пределах 30 % в год. Дмитрий отметил, что всего 24 % российских интернет-пользователей вовлечены в электронную коммерцию, то есть выбирают, заказывают или оплачивают товары в Интернете. Очевидно, что запас роста электронной коммерции в России огромный. Какие товары чаще всего покупают в Интернете? Одежду, бытовую технику, книги. Замечен такой тренд последних двух лет, который также называют и «одним из драйверов роста Рунета», как покупка одежды в Интернете.



В 2011 году 1,4-1,7 % ВВП России приходится на Интернет. Для сравнения - данные по этому показателю в других странах.
В 2011 году 1,4 – 1,7 % ВВП России приходится на Интернет.
Для сравнения – данные по этому показателю в других странах



Также заметен рынок инвестиций в интернет-проекты – он составил порядка 11 млрд рублей за 2011 год. В итоге в 2011 году на Интернет пришлось 1,4 – 1,7 % ВВП России.

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Web

Ключевые слова: Интернет, веб, интернет-реклама, Рунет, СПИК