Напомним, что поводом к обсуждению данной тематики стало вступление в силу с начала этого года нового законодательства в области связи. Одно из главных изменений – отмена монополии «Ростелекома» на услуги междугородной и международной связи. В скором времени абоненты посредством набора после «восьмерки» двузначных префиксов или договора смогут сами решать, услугами какой компании им выгоднее воспользоваться. Операторы дальней связи будут предоставлять услуги не напрямую абонентам, а через партнеров – местных и внутризоновых операторов. При этом новым игрокам на рынке дальней связи придется выстраивать соглашения как с ними, так и со своими конечными клиентами. Готовность предоставлять услуги объявляется с помощью публикации публичной оферты.
На лицензию может претендовать любой оператор связи – если он выполняет ряд условий, включая присутствие сети во всех 88 субъектах РФ. На сегодняшний день подали заявки и получили лицензии около 20 компаний, включая «Ростелеком», «Межрегиональный Транзит Телеком» (эти две компании пока фактически и предоставляют услуги), «ТрансТелеКом», «Голден Телеком», «Эквант», «Корпорация ОСС», «Зебра Телеком» и ряд других компаний.
В конце прошлой недели в Петербурге прошел круглый стол «Развитие конкуренции и становление рынка услуг дальней связи». Однако игроки рынка и представители государственных органов не смогли четко описать стартовый этап демонополизации рынка и ограничились общими заявлениями, уклонившись также от ответа на ряд конкретных вопросов по заявленной теме.
Начальник отдела телекоммуникаций Комитета по информатизации и связи администрации Петербурга Михаил Орешков первый взял слово на пресс-конференции, но был осторожен в комментариях относительно темы дня и свел ее к рассказу о текущих заботах своего ведомства. В частности, он рассказал о совместной деятельности администрации с компанией «Северо-Западный Телеком» по ликвидации очереди среди абонентов, которая на сегодняшний день составляет 58 тыс. человек, и о скорой цифровизации сети этого оператора, – все эти темы неоднократно обсуждались в течение последнего времени, с тех пор как была запущена городская программа по устранению телефонной очереди в 2004 году. «Комитет и администрация города с пониманием относятся к проблемам основного оператора связи. Мы идем навстречу в вопросе регулирования тарифов, хотя ранее город не мог оказать действенной поддержки. В настоящий момент нами запланирована ликвидация очереди среди абонентов к 2008 году», - заявил он. Также, по его словам, городская администрация планирует создание единой мультисервисной телекоммуникационной сети для госучреждений на 5 тыс. пользователей. В частности, сейчас в отделах социальной защиты населения установлено специальное оборудование для передачи и обмена данными. В рамках проекта подобными системами будут оснащены более 300 медицинских учреждений, ряд школ будут подключены к сети Интернет (см. выпуск новостей от 18 апреля 2006 г.).
Заместитель коммерческого директора Северо-Западного филиала ОАО «Ростелеком» Наталья Аллилуева рассказала журналистам о планах работы компании в новых условиях рынка. В частности, как выяснилось, приоритетным направлением станет работа с корпоративными клиентами на договорной основе, а также перевод сети на «цифру» к 2007 году. В качестве залога успеха компании Наталья Аллилуева назвала «защищенность каналов и их высокую пропускную способность, которые дают то качество услуг, которое известно пользователям». И далее: «Ростелеком» - первый оператор, который опубликовал публичную оферту в декабре 2005 года. Мы не боимся демонополизации. Качество услуг будет повышаться, и лояльные клиенты останутся с нами».
Одной из новых услуг, реализуемых компанией, станет введение авансовых платежей за услуги междугородной и международной связи, которые можно будет произвести через отделения Сбербанка. Также одним из предпринятых компанией шагов стало открытие общероссийской сети центров продаж и обслуживания клиентов (на данный момент действует 21 подобный центр).
Третий участник круглого стола, вице-президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» Виталий Котов, также не стал раскрывать конкретные планы компании, – эта компания получила лицензию, но пока не приступила к предоставлению услуг дальней связи. «В наших ближайших планах - реализовать те условия, которые заложены в лицензии. Либерализация предоставляет бизнесу новые возможности, а именно диверсификацию отрасли и развитие новых направлений. Перед нашей компанией сейчас стоит вопрос, какой сегмент рынка занять: обслуживание корпоративных клиентов или населения. Мы заканчиваем маркетинговое исследование, результатом которого станет определение маркетинговой стратегии и продуктовой линейки. Мы искренне считаем, что изменения в отрасли носят позитивный характер», - заявил Виталий Котов. В планах компании – расширение географии предоставления услуг и организация оптоволоконных сетей там, где на данный момент компания представлена плохо, - это, в частности, регионы Дальнего Востока и север страны. «Среди получивших лицензии компаний наблюдается скрытая конкуренция на этапе разработки маркетинговой стратегии. Мы формируем свою продуктовую линейку, но говорить о розничном сегменте пока рано», - резюмировал вице-президент «ТрансТелеКома».
В Петербурге это не первое мероприятие, которое посвящено данной теме. В частности, в конце прошлого года новое законодательство достаточно подробно разбиралось на конференции операторов телефонной связи России, организованной при участии компании «Гипросвязь СПб» (см. выпуск новостей от 5 декабря 2005 г.), а в этом году – на петербургском мероприятии из серии региональных конференций Министерства информационных технологий и связи "Первые итоги применения новых нормативных правовых актов, принятых в рамках реализации федерального закона "О связи" (см. выпуск новостей от 1 марта 2006 г.).