«ИНФОТРАНС-2012». День первый

На днях в Санкт-Петербурге завершилась XVII международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте». «ИНФОТРАНС-2012», как и в прошлые годы, включила в себя выставочную часть, где партнеры ОАО «РЖД» смогли продемонстрировать свои новые достижения. Первый день самой конференции состоял из пленарного заседания на тему роли ИТ в развитии железнодорожного транспорта, саммита ИТ-директоров пространства 1520, а также нескольких тематических секций, а том числе секции по развитию ЕК АСУИ. В качестве основного организатора выступила компания «Бизнес Диалог».

В рамках вступительной части конференции директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Алексей Илларионов пояснил, насколько велика роль структурных преобразований в российском железнодорожном холдинге на базе всеобщей информатизации, особенно в области управления содержанием железнодорожной инфраструктуры, технологий электронного документооборота и современных ИТ-систем в секторе пассажирских перевозок.

Выступление г-на Илларионова на пленарном заседании, последовавшем после вступительной части, касалось механизмов повышения эффективности управления содержанием отраслевой инфраструктуры. Алексей Илларионов сообщил о тотальном изменении процессного подхода к работе с сопутствующей информацией, а также внедрению единой информационной системы во всех инфраструктурных хозяйствах. Речь шла о разработке и внедрении единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой (ЕК АСУИ), включающей в себя, помимо прочего, единую технологическую базу данных объектов инфраструктуры, универсальную модель описания этих объектов, единую систему мониторинга и диагностики и типовую систему управления инцидентами.



Директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Алексей Илларионов
Директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Алексей Илларионов



Директор главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» Валерий Вишняков рассказал об особенностях международного информационного взаимодействия. Среди применяемых в этой области инноваций лидирующее место занимает сеть передачи данных «Инфосеть-21», объединяющая межгосударственные информационные ресурсы железнодорожных администраций как в области пассажирских, так и грузовых перевозок. Кроме того, новейшие технологии сегодня способствуют аналогичным образом регулировать информационное пространство Таможенного союза с учетом всех законодательных специфик.



Так выглядит СПД «Инфосеть-21», обеспечивающая обмен данными между ключевыми городами стран СНГ
Так выглядит СПД «Инфосеть-21», обеспечивающая обмен данными между ключевыми городами стран СНГ



Глава представительства Hitachi Data Systems в России и СНГ Юрий Скачков выступил с докладом «Технологические инновации как основа для инноваций в деятельности транспортной компании», в котором рассказал о некоторых информационных технологиях компании Hitachi, применяемых на железнодорожном транспорте и способствующих увеличению производительности, снижению энергопотребления и повышению уровня защиты. Все вместе это, по словам г-на Скачкова, может повысить удовлетворенность клиента.

Старший вице-президент ОАО «Банк ВТБ» Дмитрий Назипов рассказал о таких финансовых сервисах для железнодорожной отрасли, как дистанционное банковское обслуживание клиентов РЖД. Данный сервис, осуществляемый через объединенную инфраструктурную систему ОАО «РЖД» и ОАО «Банк ВТБ», включает в себя двухуровневую систему поддержки, а также единую идентификационную систему, позволяющую регистрировать обращения через Интернет и обрабатывать телефонные звонки в границах одной клиентской базы данных. Для работы с объединенными ресурсами и их криптографической защиты ОАО «Банк ВТБ» применяет решение ViPNet производства ОАО «ИнфоТеКС».

В процессе проведения уникального по формату саммита ИТ-директоров пространства 1520 (так называется пространство, объединяющее страны СНГ, страны Балтии, Монголию и Финляндию, – все страны, официальная ширина колеи железных дорог которых равна 1520 мм) были затронуты вопросы роли информатизации в повышении эффективности железнодорожных компаний, электронного обмена данных и безбумажной перевозки, а также информационного взаимодействия различных структур, так или иначе касающихся данной отрасли.

Выступающий в качестве модератора саммита директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Алексей Илларионов отметил важность построения эффективных и «долгоиграющих» механизмов взаимодействия ИТ и железнодорожного сегмента транспортной отрасли. Его заместитель Надежда Давыденко отметила новые инициативы, одобренные комиссией по информатизации, касающиеся, к примеру, внедрения электронных накладных и других «виртуализированных» перевозочных документов, а также формирования информационного пространства и построения общих принципов информационного взаимодействия.



Торжественное открытие выставочкой части ИНФОТРАНС-2012. На снимке: генеральный директор центральной станции связи ОАО «РЖД» Вадим Вохмянин, директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Алексей Илларионов и директор главного вычислительного центра ОАО «РЖД» Валерий Вишняков
Торжественное открытие выставочной части «ИНФОТРАНС-2012».
На снимке: генеральный директор центральной станции связи ОАО «РЖД» Вадим Вохмянин,
директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Алексей Илларионов
и директор главного вычислительного центра ОАО «РЖД» Валерий Вишняков



По словам г-жи Давыденко, одним из самых острых вопросов является повышение качества информации в контексте перевода документации в электронный формат. Здесь, как отмечает докладчик, нужно ориентироваться на такие страны, прошедшие данный этап, как Финляндия, для чего следует «прийти к общему знаменателю» в рамках ряда договоров об электронном взаимодействии, а также провести синхронизацию норм, продиктованных законодательствами всех стран, входящих в «пространство 1520».

Главный инженер Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергей Лахтуров сказал, что одной из первостепенных задач, стоящих перед РЖД в целом, является унификация всей документации в электронном виде. Данный процесс, по словам г-на Лахтурова, осложняется отсутствующим в настоящее время единым транспортным правом в «пространстве 1520», которое, однако, вполне может быть создано усилиями железнодорожных администраций. Особо важным проектом для РЖД Сергей Лахтуров назвал создание и поддержку комплексной базы данных по всем инфраструктурным объектам для их диагностики в реальном времени.

Первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАС» Игорь Розенберг рассказал об электронных методах контроля состояния железнодорожного полотна и создания «цифровой модели пути», что может быть обеспечено благодаря таким технологиям, как лазерные сканирования и георадарный мониторинг. По словам г-на Розенберга, для получения информации о состоянии железнодорожного пути используются сквозные технологии, включающие в себя высокоточные координатные системы, собирающие информацию через спутниковые системы ГЛОНАСС-GPS с задействованием наземных сетей для передачи сведений.



Схема функционирования высокоточной координатной системы (ВКС), сооруженной на направлении «Москва – Санкт-Петербург – Бусловская», о которой рассказал Игорь Розенберг
Схема функционирования высокоточной координатной системы (ВКС), сооруженной на направлении
Москва – Санкт-Петербург – Бусловская, о которой рассказал Игорь Розенберг



Применение «цифровой модели пути» позволяет обеспечивать проектные работы, поддерживают реконструкционные и ремонтные работы. Используемые ИТ-технологии позволяют обеспечивать качественную подготовку пути к высокоскоростному движению, а также позволяют экономить расходы, связанные, например, с сокращением трудозатрат проходных бригад или профилактикой задержек движения поездов.

В заключение саммита генеральный директор Digital Design Андрей Федоров обрисовал свою компанию как лучшего поставщика ИТ-решений для ОАО «РЖД», которое является, по его словам, «главным и самым любимым клиентом Digital Design». По его словам, ОАО «РЖД» в настоящее время полностью меняет ИТ-инфраструктуру под воздействием тренда «облачных» вычислений и даже на идеологическом уровне переходит к сервисной (т. е. «облачной») системе обслуживания.

«Мы понимаем виртуализацию как возможность не зависеть от стационарного оборудования, – пояснил г-н Федоров. – Кроме того, унифицированный доступ к данным, размещенным в «облаке», позволяет решить и вопросы, связанные с безопасностью».

Андрей Федоров добавил, что нельзя не учитывать также такой важный тренд, как использование мобильных устройств для доступа к информации в «облаке» и необходимости информационной защиты такого типа доступа.

Также, по его словам, проект виртуализации информационной базы РЖД уже завершен.

«Мы виртуализировали 4 тыс. серверов, на работу в терминальном режиме переведено около 7 тыс. пользователей, причем через «тонкие клиенты» работать могут до 2 тыс. пользователей», – рассказал г-н Федоров и добавил, что глобальная информационная система РЖД успешно консолидирована и централизована.

Этот крупный проект, по словам г-на Федорова, обеспечивает системное управление на базе стандартов ITSM, что делает наиболее благоприятные условия для использования инновационных ИТ-решений для обеспечения информационной безопасности в «облаке» (здесь в качестве одного из возможных глобальных решений Андрей Федоров назвал большое частное «облако», используемое для нужд сотрудников РЖД на всех уровнях).


Продолжение следует. Следите за нашими публикациями.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: интеграция, системная интеграция, интеграция приложений, информационные технологии, информационные системы, автоматизация, системы автоматизации, программы автоматизации, системный интегратор