Интернет против телевидения – эксперты сделали ставки. На круглом столе медиасъезда «Рыбное место», организованном «Дом.ру»

Что ожидает российский рынок платного ТВ в ближайшие годы? Ответ на этот вопрос попытались найти участники круглого стола «Телевидение будущего. Что победит: Интернет или HDTV-пандемия?», который состоялся в ходе медиасъезда «Рыбное место». Участниками дискуссии стали представители телеканалов Discovery и Viasat, оператора «Дом.ru», агентств TNS и TelecomDaily, журналисты и блогеры.

Напомним, что съезд «Рыбное место» прошел в минувшие выходные под Петербургом под эгидой «Дом.ру» и собрал экспертов, игроков рынка ТВ, отраслевых журналистов и блогеров. Подробный отчет о мероприятии – см. материал «Рыбное место» высокой чёткости. «Дом.ру» собрал экспертов, чтобы обсудить HDTV» от 10 июня 2013 г.

Разговор начался с обсуждения запуска первого мультиплекса и его возможного влияния на платное телевидение. Некоторые из журналистов предположили, что телезрители могут переключиться от операторов на бесплатное цифровое ТВ.

«Абоненты не кинутся отключаться от операторов после введения мультиплекса», – уверен директор по маркетингу «Дом.ru» Андрей Чазов, подкрепляя свой тезис тем, что операторы предлагают большее количество каналов с высококлассным контентом. Кроме того, у «ЭР-Телекома» и других операторов многие абоненты подключены на пакеты услуг – Интернет, телефония, цифровое ТВ. «Вряд ли кому-то будет интересно отказаться от этого ради одной услуги – цифрового ТВ. Также у операторов есть сервис, который выстраивался годами», – говорит топ-менеджер.




Директор по маркетингу «Дом.ru» Андрей Чазов



Глава агентства TelecomDaily Денис Кусков назвал программу цифровизации страны позитивным явлением. «Государство должно заботиться о техническом прогрессе», – указал аналитик. Он отметил, что цифровое телевидение уже несколько лет работает практически во всех странах, в том числе в бывших странах Варшавского договора, таких как Польша и Чехия, тогда как в России первый мультиплекс будет полностью запущен только в 2015 году. Однако такая задержка сыграла на руку операторам платного ТВ, которые за эти годы смогли набрать почти 32 млн абонентов. Эксперт указывает, что операторы не стремятся идти в города с небольшим количеством населения, поскольку это экономически не выгодно. «Но там живут люди, которым тоже нужно цифровое ТВ. Если эти люди смогут у себя в регионах получать качественную картинку, то это хорошо, – говорит Денис Кусков. – Государственная программа цифровизации никаким образом не ставит крест на работе операторов платного телевидения, поскольку они в любом случае предложат гораздо более широкий контент и более интересный набор сервисов. Все это будет существовать параллельно. Главное, что у потребителя будет выбор, что ему смотреть».




Круглый стол «Телевидение будущего. Что победит: Интернет или HDTV-пандемия?»



Следующей проблемой, которую обсудили собравшиеся, стал вопрос изменения медиапотребления россиян, которые стали тратить больше времени на просмотр контента в Интернете.

Руководитель группы клиентской поддержки «TNS Россия» Екатерина Кузнецова  отметила, что у аудитории сейчас появляется большое количество девайсов, через которые можно потреблять контент в любом месте. Она полагает, что Интернет не уводит аудиторию медиа, число зрителей телеканалов достаточно стабильно. По ее словам, молодежь действительно проводит большее количество своего времени не перед экраном, а в Интернете, однако и там люди ищут и смотрят ролики, которые крутят на телеканалах, таких как СТС и ТНТ. В топе скачанных сериалов – те же самые названия, что возглавляют рейтинги на ТВ. То есть телевизионный контент сейчас потребляется двумя способами – и традиционным образом, и через Интернет.




Руководитель группы клиентской поддержки «TNS Россия» Екатерина Кузнецова



С Екатериной Кузнецовой согласен директор каналов DiscoveryNetworks в Северо-Восточной Европе Григорий Лавров: «Что пользователи будут смотреть в Интернете? Тот же самый телевизионный контент. Каналам, которые поставляют качественный контент, ничего не грозит. Их будут смотреть вне зависимости от среды и носителя. Также на самом деле надо учитывать фактор человеческой лени. Когда вы идете в Интернет качать какой-либо контент, вы обязательно должны знать, что именно хотите посмотреть. Нужно приложить какое-то усилие, физическое или умственное. Люди же зачастую приходят, включают телевизор и смотрят то, что им показывают, щелкая каналами. Это желание «попялиться в ящик».

Он добавляет: «Наша цивилизация сильно развилась с того момента, как мы сидели в пещерах и бегали за мамонтами, но как биологический вид мы далеко не так сильно развились. И все наши инстинкты и желания такие же самые, как и в те времена. А тогда, после того как мы сидели в пещерах, набегавшись за мамонтом, нам нужно было устроиться у костра и посмотреть на огонь, снимая свой стресс. Сейчас фактор огня выполняет телевидение, он никуда не делся и не денется еще долгие годы».




Аудитория внимательно следила за дискуссией о цифровом телевидении



Екатерина Кузнецова указывает, что поколение, в жизни которого практически нет телевизоров (поскольку их заменили планшеты и компьютеры), появляется только сейчас, на наших глазах. Должно пройти около 20 лет, прежде чем модель поведения российской аудитории действительно изменится.

Андрей Чазов признался, что, поскольку абоненты «Дом.ru» подключены к пакетам, оператору не так важно, смотрят ли они контент по ТВ или в Интернете. Однако конкуренция заставляет операторов более глубоко изучать желания и интересы абонентов. «На каждом из наших 56 локальных рынков мы два раза в год проводим детальное исследование удовлетворенности, лояльности. Слабые стороны мы устраняем, сильные используем для продаж», – говорит он, отмечая, что реально жесткая конкуренция за качество платного ТВ в России еще не начиналась, в отличие, например, от рынка сотовой связи.

Екатерина Кузнецова указала еще одну тенденцию на рынке телевидения – это медиафрагментация. Появляется всё больше каналов, поэтому увеличивается конкуренция за то небольшое время, которое потребитель тратит на медиа. Таким образом, для производителей телеконтента рынок сужается, на нем становится все сложнее выживать. Аудитория размывается между большим количеством каналов, лидеры теряют свою долю.

Об HDTV говорили немного. Денис Кусков привел данные, согласно которым из 32 млн пользователей платного ТВ в России пока лишь 4 млн человек которые хотя бы раз в неделю смотрят HD-каналы. Андрей Чазов отметил, что если рынок ШПД уже насыщен предложениями и сложно удивить потребителей какими-то преимуществами, например, скоростью тарифного плана, то можно отличиться контентом, например, первоклассными HD-каналами. По его мнению, конкуренция в сегменте HD только начинает зарождаться.

Один из журналистов предложил «Дом.ru» продвигать в России HDTV, привозя и продавая HD-телевизоры по низкой цене, заключая при этом с покупателями контракты на услуги платного ТВ. Он привел в пример компанию «МегаФон», которая начала продавать дешевый смартфон и добилась популярности этого предложения. «Это не наш бизнес, нам неинтересно, – ответил Андрей Чазов, – мы не хотим выходить на этот рынок. Пока». Он уточнил, что проект станет привлекательным лишь в том случае, если будет изменено российское законодательство, так как сейчас потребитель может в любой момент расторгнуть свой контракт с оператором.

Эксперты сошлись во мнении, что производители интересного высококачественного телеконтента могут не бояться потерять аудиторию, хотя с течением времени все больше людей будут смотреть ТВ-продукцию через Интернет. Кроме того, будет усиливаться конкуренция за внимание телезрителя. Операторы же могут рассчитывать на рост рынка платного телевидения.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: Интернет, цифровое телевидение, ЭР Телеком, HDTV, цифровое ТВ, Дом.ру