Kaspersky Internet Security 2014: Один за всех

По традиции, в конце лета один из ведущих российских и международных разработчиков ПО в области информационной безопасности, - компания «Лаборатория Касперского», выпускает новую версию своего флагманского продукта для дома и малого офиса Kaspersky Internet Security (KIS). Нынешний год не стал исключением, однако впервые в продвижении KIS была реализована новая концепция. Если раньше компания отдельно выпускала продукты для той или иной ОС или конкретного типа устройств, то теперь в одной коробке с KIS пользователь получает универсальную лицензию сразу для всего своего цифрового окружения. То есть антивирус можно устанавливать на ПК (десктопы, ноутбуки, нетбуки), компьютеры на базе Mac OS, а также смартфоны и планшеты на Apple iOS и Google Android. Всего под одним лицензионным номером можно активировать KIS на пяти устройствах сроком на один год.

Почему же компания решилась на подобное предложение? Об этом рассказал журналистам директор по маркетингу «Лаборатории Касперского» Александр Ерофеев. По его словам, сегодня уже вполне серьезно можно говорить об эволюции в области использования цифровых средств. Он привел данные исследования, проведенного аналитическим агентством B2B International по заказу «Лаборатории Касперского». Так в 2011 году на одну семью (домохозяйство) в России приходилось 3,3 устройства, способных выходить в интернет и хранить большие объемы информации, в 2012 году - 3,5 устройств, а в 2013 - прогнозируется уже 3,7 устройств. И хотя Россия пока не является лидером в области использования гражданами цифровых устройств, однако вполне может сравниться в этом со многими государствами Западной Европы.

В то же время, Александр Ерофеев отметил, что во всем мире растет использование мобильных гаджетов (планшетов и смартфонов), а доля традиционных настольных ПК и ноутбуков, напротив, неуклонно снижается. «Компьютер со стола перешел в карман пользователя. Это интересный тренд. С одной стороны, он говорит о меняющейся модели поведения, а с другой свидетельствует о появлении новых угроз», - отметил директор по маркетингу «Лаборатории Касперского». По данным компании, всего лишь за один год доля мобильных устройств разных типов выросла в России на 19 %. При этом доля традиционных ПК сокращается на 14 %. И по словам г-на Ерофеева, такая динамика наблюдается уже не один год.

Еще один тренд связан с доступностью Интернета, который сегодня во многих местах попросту бесплатен. «Постепенно Интернет для людей становится привычным, как воздух или вода, - комментирует топ-менеджер, - мы же не спрашиваем, есть ли воздух в помещении, в которое собираемся войти. То же самое происходит и с Интернетом. Люди начинают к нему привыкать, наступает тотальная мобильность». Уже 76 % российских владельцев мобильных устройств, по данным «Лаборатории Касперского», так или иначе пользуется публичными Wi-Fi-сетями. С этим связана и тенденция активного пользования облачными сервисами. Александр Ерофеев считает, что, возможно, люди еще не до конца понимают, что представляют собой облачные ИТ-сервисы, однако не боятся их использовать. По крайней мере, треть владельцев мобильных гаджетов в России уже зарегистрирована хотя бы в одном облачном сервисе. Лидером является Google Drive (44 %), на втором месте Microsoft SkyDrive (25 %), а на третьем Dropbox (18 %).
Что касается продаж мобильных устройств, то там, по словам Александра Ерофеева, ситуация еще более радикальная. Так, по данным Gartner, за последние два года продажи мобильных устройств выросли в России на 127 %, а уровень продаж традиционных компьютеров снизился на 17 %. Согласно тем же данным, в 2011 году только у 8 % населения России имелись смартфоны, в 2012 году эта цифра уже выросла до 15 %, а в нынешнем году, по прогнозам аналитиков, эта доля превысит 20 %. При этом, доля смартфонов будет удваиваться ежегодно.

 

Директор по маркетингу «Лаборатории Касперского» Александр Ерофеев

 

Говоря о будущем, Александр напомнил о скором появлении совершенно новых типов бытовых устройств, наличие соединения с Интернетом для которых открывает новый функционал. Сегодня телевизоры с подключением к Интернету уже вполне привычны, а в скором времени появятся «умные» будильники, холодильники и т.д. К этой же категории следует отнести устройства с дополненной реальностью, самое известное из которых на сегодняшний день, очки Google Glass, уже почти готово к выходу на рынок. Вся эта техника еще увеличит количество пользователей, подключенных к Интернету.

В то же время, огромное количество интернет-устройств закономерно ведет к потере или ослаблению контроля над ними со стороны пользователя. Отсюда вытекают несколько рисков - безопасность для всех платформ, а также уязвимость мобильных устройств за счет их небольшого размера. Как же сами пользователи видят безопасность своих устройств? Александр Ерофеев привел цифры, согласно которым самым уязвимым считается планшет (32 %), немного уступает ему в этом настольный ПК (30 %). Интересно, что самыми беспечными оказались пользователи устройств от компании Apple. Так, 35 % пользователей MacBook считают свое устройство полностью безопасным во всех отношениях, лишь немного отстают от них владельцы iPhone (34 %). Интересно, что владельцы смартфонов и планшетов не на платформе Apple далеко не так беспечны.

Мобильные устройства не только заражаются вирусами, но их еще и воруют, а также просто теряют, как напомнил Александр Ерофеев. 22 % опрошенных «Лабораторией Касперского» россиян сообщили, что за последние 12 месяцев одно из их электронных устройств было потеряно, украдено или сломано. Причем именно украдено оно было у 6 %. В памяти мобильного устройства зачастую хранятся не менее ценные данные, чем на жестком диске настольного ПК или ноутбука, и злоумышленники об этом прекрасно знают. При этом, как выясняется, пользователи до сих пор не умеют хранить конфиденциальную информацию и свои персональные данные. Так, 12 % опрошенных компанией пользователей записывают свой пароль на стикер и наклеивают на монитор, 32 % опрошенных имеют всего один либо несколько паролей для всех своих аккаунтов, а 50 % вообще никогда не создают резервных копий своего медиа-контента. Все эти тенденции и привели к необходимости создания единого средства защиты, которое способно защищать устройства разных типов и на разных платформах с помощью единого лицензионного ключа, и при этом не будет требовать от пользователя сколь бы то ни было глубоких познаний в области информационной безопасности.

 

Сравнительные данные восприятия пользовательской безопасности. Данные «Лаборатории Касперского»

 

Что касается нового функционала, реализованного в  Kaspersky Internet Security 2014, то основное внимание разработчики уделили все еще наиболее распространенной на сегодняшний день операционной системе Microsoft Windows. В частности, был реализован специальный функционал для борьбы с программами блокировки экрана (блокерами), а также технология «Мета-сканер», которая сканирует код файла или запускаемого на компьютере приложения и ищет в нем вредоносные составляющие (к примеру, поведение, характерное для эксплойтов). Как рассказали журналистам ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов и руководитель группы развития продуктов KAV/KIS Вартан Минасян, сегодня одна из наиболее частых операций, совершаемых пользователями, являются онлайновые платежи. Их совершают не только с настольного ПК или ноутбука, но и не менее часто - с планшетов и смартфонов. По данным «Лаборатории Касперского», 81 % россиян используют хотя бы одно из своих устройств для того, чтобы заплатить за что-либо через Интернет. Все они являются желанной добычей для злоумышленников, заинтересованных в том, чтобы похитить персональные данные, номера кредитных карт и т.д. Для этой цели используются разнообразные методы, и одним из наиболее востребованных киберпреступниками является фишинг.

По данным облачного сервиса Kaspersky Security Network, в период с мая по апрель 2012-2013 года около 37,3 млн пользователей столкнулись с фишинговыми атаками. Эта проблема актуальна для всех типов устройств, поэтому KIS 2014 для всех платформ распознает и блокирует фишинговые ссылки в социальных сетях, по электронной почте, а также в SMS-сообщениях. В последние годы злоумышленники применяют комбинированные атаки, в которых, помимо настольного ПК или ноутбука пользователя, также задействовано его мобильное устройство. К примеру, после попадания на фишинговый сайт банка или платежной системы пользователю предлагается установить на свой мобильный гаджет программу, якобы облегчающую и упрощающую доступ к своему счету. Понятно, что «облегчать» такая программа будет только кошелек пользователя. Примером подобных угроз являются банковские троянцы ZeuS и SpyEye, каждый из которых имеет «младшего» брата для атаки на мобильные устройства – Zitmo и Spitmo. Чтобы успешно противостоять им, по словам экспертов «Лаборатории Касперского» необходима комбинация нескольких технологий – «Анти-Фишинг» для ОС Windows, Android и Mac, «Безопасная клавиатура» для ввода финансовых данных на ПК и «яблочных» компьютерах, а также технология «Безопасные платежи» для Windows.

 

Данные «Лаборатории Касперского»

 

Стоимость Kaspersky Internet Security 2014 будет зависеть от количества устройств, на которых пользователь решит активировать приложение. Так, для двух устройств стоимость лицензии составит 1600 рублей на год, для трех - 1990 рублей на год, а для пяти - 3900 рублей на год. В течение этого года пользователь имеет право удалять KIS с любого устройства и продолжать использование программы уже на другом.

Стоит отметить, что концепция защиты всех устройств под одной лицензией уже закрепляется на рынке средств информационной безопасности. Так, недавно компания McAfee представила в России, а чуть раньше - и в мире,  кросплатформенный сервис LiveSafe, который позволяет сроком на один год защитить все имеющиеся у пользователя цифровые устройства, а не ограниченное их число, как предлагает «Лаборатория Касперского». При этом, помимо привычной защиты от вирусов и спама, а также функции родительского контроля, McAfee предлагает защищенное облачное хранилище для особо ценных данных и средства идентификации пользователя по голосу и чертам лица. При этом стоимость LifeSafe вполне может сравниться с предложением «Лаборатории Касперского». Она составляет 2559 рублей, или 790 рублей при активации OEM-лицензии на новом ПК или планшете.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интернет, Web, Безопасность

Ключевые слова: Kaspersky, информационная безопасность