Ледоколы заинтересовались мобильным Интернетом

Петербургский «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» провел в Финском заливе испытания технологии высокоскоростного доступа к ресурсам сети Интернет с борта ледокола. Цель испытаний – изучение возможности доставки на суда, находящиеся в море, различного рода информации, включая карты ледовой обстановки, прогнозов волнений, спутниковых снимков высокого разрешения и т.д.

Государственное учреждение «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» (ГУ «ААНИИ») входит в состав Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и является старейшим научно-исследовательским учреждением России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли. История ААНИИ началась с организации в 1920 году Северной научно-промысловой экспедиции при Высшем Совете народного хозяйства. В настоящее время ААНИИ выполняет фундаментальные и прикладные исследования и разработки в Арктическом регионе России и Антарктике в рамках федеральных целевых программ, постановлений Правительства РФ, по заказам Росгидромета, других российских и зарубежных организаций. В структуру ААНИИ входят 21 научное подразделение, Центр ледовой и гидрометеорологической информации (ЦЛГМИ), Российская антарктическая экспедиция (РАЭ), научно-исследовательский флот, включая уникальное судно ледокольного типа «Академик Федоров», специализированный опытный ледовый бассейн.

В институте работает 25 докторов и 123 кандидата наук, функционируют аспирантура и докторантура. Сейчас ААНИИ проводит 50-ю Российскую антарктическую экспедицию на пяти стационарных и двух сезонных полярных станциях и с научно-экспедиционных судов «Академик Федоров» и «Академик Карпинский». Услугами ААНИИ пользуются крупные российские и зарубежные компании ОАО «Газпром», ЗАО «Росшельф», ЗАО «Севморнефтегаз», НК «Лукойл», Norsk Hydro, Fortum, Vaysala, Stat Oil, ExonMobil, CONOCO, Shell.

Как пояснил начальник сектора ЦЛГМИ Александр Кузьмичев, в настоящее время морские суда оснащаются оборудованием для высокоскоростной передачи данных, например, терминалами Inmarsat Capsat Fleet 77. С помощью такого терминала можно организовать спутниковую линию связи с наземной станцией со скоростью 64 кбит/с и подключением к наземным цифровым сетям ISDN или IP-сетям в режиме пакетной связи MPDS. Однако стоимость услуг высокоскоростного Inmarsat достаточно высока и в зависимости от режима работы и используемых приложений составляет $15-$30 за 1 Мбайт принятых/переданных данных. Учитывая то, что в среднем во время транспортных операций на борт судна предполагается передавать до 10 Мбайт данных, затраты на их доставку могут оказаться сравнимыми со стоимостью самой информации или просто неприемлемыми. Кроме того, использование штатных судовых средств связи жестко регламентировано, что связано с требованиями безопасности. По этой причине их использование, например, для доступа в интерактивном режиме к информационным ресурсам, размещаемым на веб-сайтах «Единой системы информации о мировом океане» (ЕСИМО), может быть ограничено.

Учитывая, что обмен информацией с судном носит неравновесный характер (объем принимаемой на судне информации во много раз превосходит объем передаваемых данных), для решения задачи гидрометеорологического обеспечения специалисты ААНИИ решили рассмотреть возможность использования услуг мобильного спутникового Интернета с асимметричным доступом.

Услуга основана на использовании сотовых модемов или спутниковых терминалов Глобалстар и гиростабилизированной телевизионной спутниковой антенны типа TracVision. Технология получила название спутниковой системы комбинированного доступа (СКД). Предлагаемая схема ориентирована на использование широкого спектра интернет-приложений (www, ftp, e-mail), включая мультимедийные как в стационарных условиях, так и в движении. В СКД абонент использует для организации исходящего (запросного) трафика IP-канал от сотовых операторов или спутникового GlobalStar. Входящий же трафик передается через высокоскоростной спутниковый симплексный канал со скоростью во много раз большей, чем в канале запроса. Отношение скоростей запросного/ответного каналов составляет от 1/8 до 1/30.

Александр Кузьмичев рассказал, что асимметричная схема подключения к Интернету имеет следующие преимущества. Во-первых, это высокая скорость скачивания достигает 500 кбит/сек. Скорость ограничивается скоростью запросного канала (в GlobalStar она, например, составляет 9,6 кбит/с). В частности, после установки оборудования связи на борту ледокола «Адмирал Макаров» при тестовом прогоне файл размером 4 Мбайт был скачан за 3 минуты. Во-вторых, это низкая стоимость трафика - от $1,5 за мегабайт скаченной информации. Стоимость трафика в основном определяется стоимостью запросного канала - от $0,69 за минуту или от $15 за Мбайт, при стоимости ответного канала от $0,1 за Мбайт. Оценочная стоимость асимметричного Интернета находится в пределах $1,5-$3 за Мбайт и снижается с увеличением скорости. Еще одно преимущество - возможность просмотра ТВ-программ одновременно с работой в Интернете. Как правило, на геостационарных спутниках существует так называемый социальный пакет бесплатных телевизионных программ (около 12 каналов). При желании команда судна может заказывать также платные пакеты ТВ-программ по своему выбору.

Сейчас на российском рынке представлено несколько вариантов антенн TracVision: для автомобилей, судов и других мобильных объектов. Для установки на судах, плавающих в областях с плохим приемом спутниковых сигналов, подходит модель TracVision G8. Стоимость такого оборудования – ?17,5 тыс. Для работы в зонах с качественным приемом спутниковых сигналов можно использовать антенны TracVision G4 стоимостью от ?4,3 тыс. По подсчетам специалистов ААНИИ, инвестиции в оборудование окупятся уже за 1 сезон плавания судна.

При тестировании использовалось оборудование, предоставленное компаниями «Визком» и «Сателлит Магазин». Испытания длились в течение месяца в лабораторных условиях и на борту ледокола «Адмирал Макаров». В настоящее время проводится дополнительная настройка оборудования и программного обеспечения для повышения надежности функционирования системы и дальнейшей оптимизации трафика. После завершения доработки тестирование СКД в акватории Финского залива будет продолжено. В перспективе ААНИИ предполагает рекомендовать антенны TracVision для установки на судах в дополнение к уже имеющемуся оборудованию Inmarsat.

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Оборудование