Взлет с компенсацией / Повышение цен на исходящие звонки смягчено бонусной политикой операторов мобильной связи

Введение в России с 1 июля принципа "платит звонящий" (CPP), сделавшее для абонентов мобильных сетей все входящие звонки бесплатными, не обошлось без негативных последствий для клиентов "большой тройки" сотовых компаний. Мобильные операторы, которые в ответ на CPP поголовно "порадовали" потребителей повышением цен на исходящую связь, тем не менее подсластили горькую пилюлю, возобновив традиции маркетинговых акций.

Принцип действия CPP (Calling Party Pays) несложен: операторы фиксированной связи, используя сети своих сотовых коллег, отчисляют им 0,95 руб. за минуту разговора со стационарного телефона на мобильный. Изначально "большая тройка" запросила 1,35 руб. компенсации, однако регулятор - Россвязьнадзор - проигнорировал мнение операторов. Бесплатные входящие обернулись для сотовиков немалыми "потерями" - по оценкам операторов, до 10% от всего трафика, или до 1 млрд. USD в год. "Большой тройке" ничего не оставалось, как только искать "недополученных" денег самостоятельно.

Первой попыткой обеспечить "компенсационные" меры стало введение так называемой платы за соединение (ПЗС) в размере 35?50 копеек на ряде архивных тарифных планов. Однако блин вышел комом: Мининформсвязи засомневалось в правомерности ПЗС - такого понятия в законе "О связи" не обозначено. Операторы быстро нашли выход - вместо ПЗС абоненты получили увеличение стоимости первой минуты разговора.

Подсластить горечь фактического введения платы за соединение для своих абонентов операторы вознамерились уже подзабытыми было маркетинговыми акциями. Наиболее отличился на этом поприще крупнейший оператор "Мобильные ТелеСистемы". В МТС, впрочем, сделали упор не на архивные предложения, а на свой первый тарифный продукт, появившийся после проведенного в мае этого года ребрендинга, - тариф "Первый". В июле компания буквально "напичкала" "Первый" разнообразными скидками и бонусами. Всего их три. Первая пара касается скидок на разговоры в "непиковое" время - по ночам и в выходные. Так, подключив за 1,12 USD (здесь и далее цены с учетом НДС) тарифный модификатор "Ночные разговоры", абонент МТС получает возможность всю неделю с начала суток и до 8 утра бесплатно разговаривать внутри сети. Второе предложение под названием "Безлимитные выходные" за те же 1,12 USD предполагает неограниченное общение внутри сети в субботу и воскресенье. Очевидно, что маркетинговые акции преследуют две вполне определенные аудитории абонентов: "Ночные разговоры" больше подойдут активной молодежи, прожигающей август в ночных тусовках. А "Безлимитные выходные" нацелены на их родителей, проводящих субботу-воскресенье на даче.

Третье предложение МТС позволит сэкономить и в "пиковое" для сотовых сетей время, но исключительно при разговорах внутри сети. Акция называется "Номера МТС" и подразумевает 50-процентную скидку на звонки внутри сети (в тарифе "Первый" такие звонки с учетом скидки обойдутся в 4 цента за минуту). Не забыли в компании и о пользователях услуги "Любимые номера". При использовании "Номеров МТС" и "Любимых номеров" скидки суммируются, а стоимость минуты внутрисетевого соединения понижается до 2 центов.

Помимо предложений для тех, кто общаться хочет, МТС продлила до 1 сентября свою акцию для тех, кто хочет общаться анонимно, - абоненты восьми тарифов компании могут бесплатно пользоваться услугой "Антиопределитель номера".

Первые итоги маркетинговых инициатив МТС воодушевляют - за первый месяц после начала "приукрашиваний" "Первого" к тарифу по всей России подключилось свыше 1,5 млн человек.

Следующим по количеству рекламных акций за МТС следует московский "МегаФон". Предложение компании "Летние ночи", аналогичное "Ночным разговорам", продолжается до 31 августа, но стоит немного дешевле - 100 руб. за месяц использования. Основную же ставку в деле привлечения и удержания абонентов "МегаФон-Москва" делает на нововведенную (с 10 августа) бонусную систему. К ней автоматически подключат абонентов предоплатных тарифных планов серии "Лайт" (до сих пор бонусами могли пользоваться только контрактные абоненты оператора). Бонусная программа подразумевает, что 5% суммы, потраченной на связь в текущем месяце, в следующем поступает на специальный бонусный счет клиента. За счет этих поступлений потребитель может выбрать одно из семи поощрений - начиная от двух часов бесплатных внутрисетевых звонков (правда, в не совсем обычное время - с 3 до 5 ночи или с 7 до 9 утра) за 15 бонусных баллов и заканчивая месяцем безлимитного общения внутри сети (450 баллов).

Бонусную компенсационную стратегию исповедует и "Билайн" - компания предложила в августе начислять по 1 баллу на карточку накопительной программы "Малина" за каждое отправленное SMS-сообщение.

Примечательно, что небольшие региональные операторы - конкуренты "большой сотовой тройки", - по крайней мере, на словах от повышения тарифов отказались. Так, в поволжском СМАРТСе прямо обвинили коллег-конкурентов в "использовании различных уловок" с целью повысить свои доходы. Однако повышение тарифов неизбежно ждет и клиентов региональных сотовых сетей. Тот же СМАРТС намерен избавить ряд своих тарифов от посекундной тарификации с первой минуты разговора - то есть так или иначе, но заставить абонента платить за первую минуту сполна. А сотовая "дочка" "Уралсвязьинформа" Utel просто повысила стоимость минуты исходящих вызовов, кроме внутрисетевых, на 20-50 копеек за минуту, примерно на 14%. Tele2, действующая в основном в Северо-Западном регионе, ввела в июле новую линейку тарифных планов, менее выгодную в разрезе исходящих вызовов, чем предложения, действовавшие до 1 июля.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: