Консалтинговое агентство BCG порекомендовало «Почте России» ограничить продажи сотовых телефонов и сосредоточиться на основном бизнесе, а также продаже сувенирной продукции, сообщил источник РБК daily, близкий к компании. BCG занимается разработкой стратегии общекорпоративного развития организации. По словам гендиректора «Почты России» Александра Киселева, эта стратегия уже готова и обсуждается в Минкомсвязи, в ноябре будет рассматриваться в правительстве. «Первый горизонт стратегии — десять лет», — пояснил гендиректор «Почты России». BСG выиграла тендер на разработку стратегии развития почтового оператора в марте этого года. Консалтинговая компания оценила свои услуги в 50 млн руб.
«Результаты в мобильном ритейле оказались ниже ожидаемых, «Почта России» не стала крупным игроком», — считает источник РБК daily, близкий к компании. Почтовый оператор продает телефоны в ценовом диапазоне ниже среднего, которые пользуются высоким спросом, комментирует г-н Киселев. В структуре выручки «Почты России» по итогам 2011 года продажа мобильников составит менее 1%, цитирует г-на Киселева РИА Новости. Сейчас в отделениях «Почты России» продаются телефоны семи торговых марок: Nokia, Samsung, Motorola, Alkatel, Texet, ZTE и Philips. При этом источник РБК daily признает, что «Почта России» пришла на рынок слишком поздно. «Отсутствие серьезной рекламной поддержки мобильного ритейла не позволяет почте конкурировать с крупными игроками», — говорит он. Глава проекта TelecomDaily Денис Кусков согласен, что государственному почтовому оператору было разумно выйти на рынок мобильного ритейла на 2—2,5 года раньше. Кроме того, по его мнению, сервис почтовой службы не преобразовался для продаж устройств связи. «Покупатели не будут стоять в очереди за второстепенной услугой. Возможность продать бюджетные аппараты существует только в населенных пунктах в 10—20 тыс. жителей, где нет сетевых ритейлеров», — комментирует г-н Кусков.
Изначально целевой аудиторией для мобильного ритейла «Почты России» были пенсионеры, комментирует ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, платежеспособность аудитории не подразумевала высокую прибыль. «Компания должна сама определиться, в какой нише они хотят выступать, и планировать для этого необходимый объем инвестиций», — считает он. Пока, по мнению аналитика, почтовый оператор не свершал необходимых вложений в продажи телекоммуникационного оборудования.
«Почта России» не могла стать ритейлером высокотехнологичных продуктов, считает президент «Евросети» Александр Малис. «В этом секторе компании необходимы квалифицированные продавцы и правильный маркетинг, ничего этого у «Почты России» нет. Я считаю, компании стоит заняться своим профильным бизнесом — почтовыми отправлениями. Он может стать значительно лучше», — пояснил г-н Малис.
Анастасия Фомичева