Не для пользователя

В субботу, 8 июля, Госдума приняла в третьем чтении законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "О персональных данных". Закона "О персональных данных" - первая попытка законотворцев классифицировать и законодательно защитить персональные данные граждан. Что касается закона "Об информации" (не имеющего аналогов в мире), то в новой редакции он претерпел довольно серьезные изменения. При этом эксперты полагают, что конечные пользователи пока не почувствуют на себе результатов законотворческой деятельности.

Закон "Об информации" регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также применении информационных технологий и обеспечении защиты информации. Следует особо отметить, что его положения не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности.

Интересно, что подобного закона нет нигде в мире. В России первая редакция закона появилась в 1995 г., в последнюю редакцию, по сведениям экспертов в области права, были внесены серьезные изменения. Например, теперь в законе отсутствует само понятие "информатизация".

"Концепция закона "Об информации " существенно изменилась. Из новой редакции убрали понятие "информатизация". И акценты сместились от информационного ресурса к информационным системам (носителям, "железу"). Правда, в ближайшее время на пользователе это законотворчество никак не отразится, но придется многое менять в системе информационного права и специальном законодательстве", - говорит партнер юридической компании Beiten Burkhardt Виктор Наумов.

Согласно закону, информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. При этом в законе классифицированы и обладатели информации, которыми может быть как физическое, так и юридическое лицо, а также Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Как сказано в законе, ограничение доступа к информации устанавливается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством о государственной тайне.

Информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей, подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и по решению суда.

Федеральными законами может быть предусмотрена также обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории РФ, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан произвести такую проверку.

При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается законом "О персональных данных", который регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными, региональными и местными органами власти, юридическими и физическими лицами.

Закон, в частности, содержит нормы о трансграничной передаче персональных данных, предусматривая, что до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор обязан убедиться в том, что иностранным государствам, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

"Ранее закона о персональных данных не было вообще. Поэтому появление такового закона может расцениваться только положительно. Тем не менее, по мнению многих экспертов, его необходимо доработать. Например, непонятно, кем и как будет осуществляться государственный контроль и управление в сфере персональных данных", - Виктор Наумов.

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: