То, что СЗТ собирается в этом году выступать активным игроком на рынке слияний и поглощений, топ-менеджмент компании неоднократно заявляли в конце прошлого года и начале 2008 года. За счет покупок небольших провайдеров, прежде всего работающих в сегменте "домашних сетей", СЗТ планирует заметно увеличить свою долю на петербургском рынке интернет-доступа(сейчас она составляет около 30% в секторе услуг для физлиц).
Конкретные параметры, на которые компания будет ориентироваться при выборе объектов для поглощения, были озвучены топ-менеджментом СЗТ в ходе интернет-конференции, посвященной предварительным итогам прошлого года. "Оценка потенциальных объектов M&A -- сложная многокритериальная и многофакторная задача, порой неформализуемая. Тем не менее, в СЗТ определен целый комплекс критериев, по которым мы анализируем потенциальные цели. Например, выручка -- не менее 2% от доходов СЗТ в данном регионе, доля рынка -- не менее 10% в целевом сегменте", -- сообщила заместитель генерального директора, директор по экономике и финансам СЗТ Венера Хуснутдинова.
В настоящий момент в городе действует около 100 домашних сетей, они контролируют, по данным аналитического агентства "Рустелеком", около 52% рынка по абонентам. Однако ни одному из существующих игроков в этом сегменте не принадлежит более 10% рынка. Крупнейшей домашней сетью является "Интерзет", обслуживающая около 65 тысяч квартирных пользователей, однако ее доля составляет около 8%.
По мнению аналитиков, СЗТ будет непросто найти подходящие активы для поглощения, удовлетворяющие ее критериям. Прежде всего из-за того, что сама компания развивается достаточно быстро, что приводит к росту ее доли на рынке широкополосного доступа и, соответственно, снижению долей остальных игроков. Кроме того, участники рынка признают, что "домашние сети" сильно переоценены. "Многие владельцы домашних сетей уже задумывались о продаже своего бизнеса. В газетах они читали, что в Москве стоимость абонента в домашних сетях доходит до $1000. Это известие начисто выбило почву из под ног у многих местных игроков. Теперь упоминание в переговорах таких терминов, как EBITDA, выручка или рентабельность, они воспринимают как попытку обмана. А предложение $300 за абонента -- что зачастую соответствует реальной стоимости, -- расценивается как грубое оскорбление", -- говорит гендиректор "Рустелекома" Юрий Брюквин.
Борис Горлин