Для того чтобы эффективно управлять сложными территориальными и хозяйственными объектами (будь то страна, город, производственное предприятие или коммерческая компания), повышать их среднесрочную и долгосрочную стабильность, снижать нагрузки на первых лиц, необходимо применять информационные системы и автоматизированные системы управления. Такой действенный инструмент для принятия решений и оперативного управления жизнедеятельностью хозяйственных систем города - основа сильного государства.
Характерные особенности таких городов как Санкт-Петербург: большая плотность населения, концентрация культурных и материальных ценностей, наличие огромного количества потенциально опасных объектов. Понятно, что по мере развития хозяйственной системы должны совершенствоваться сбор и обработка информации. Кроме того, оперативная обработка данных особенно важна при предотвращении аварий, террористических актов, стихийных и иных бедствий и при ликвидации их последствий.
Вследствие этого задачи обеспечения жизнедеятельности и безопасности населения и объектов инфраструктуры приобретают сегодня приоритетный характер. Совершенно очевидно, что они должны найти непосредственное отражение в принципах и элементах системы управления как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Параллельно с обеспечением безопасности идет управление повседневной жизнью города. Это одна из самых сложных задач власти. Поэтому так ценятся талантливые управляющие на производстве, грамотные руководители государственных структур. Государственная власть, администрации городов и поселений, руководители предприятий нуждаются в эффективной и четкой технологии для принятия и исполнения решений. Именно в связи с этим в городе на Неве внедряется автоматизированная информационная система обеспечения жизнедеятельности и безопасности Петербурга (АИС ОЖБ), которая включит подсистемы мониторинга состояния стационарных объектов и среды обитания, подвижных объектов, экстренной связи, видеонаблюдения, ввода информации. Задачей системы станет информационное обеспечение управления отраслями городского хозяйства, осуществляющими повседневную жизнедеятельность города, мониторинг разрозненных ресурсов различных регионов и государственных служб, оценку состояния экономически важных, опасных и социально значимых объектов. Планируется также реализовать механизм сбора и обработки экстренной информации от населения и организаций.
История АИС ОЖБ началась 11 декабря 2002 года, когда МВД России издало приказ создании на базе ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Центра управления нарядами милиции общественной безопасности и внутренних войск (ЦУН). Необходимость подобной структуры назрела давно: как показывает милицейская практика, возможность раскрытия преступлений по "горячим" следам напрямую зависит от того, насколько оперативно наряды милиции оповещены о происшествии, и от организации управления силами и средствами, находящимися в непосредственной близости к месту преступления.
Центр, объединяющий РУВД и патрульно-постовые службы милиции, ГАИ, вневедомственную охрану и частные охранные предприятия, оснащен системой мониторинга мобильных и неподвижных объектов "АРКАН", разработанной специалистами петербургского ЗАО "БалтАвтоПоиск".
Эта система построена по принципу сети сотовой связи, охватывающей Петербург и Ленинградскую область. Роль базовых станций Выполняют пеленгаторы, они принимают сигналы от радиомаяков, установленных на контролируемых объектах. Сейчас по городу ездят около 500 оснащенных радиомаяками автомобилей ГУВД, а к концу года их число достигнет 1000. Такими же маяками оборудованы стационарные социально значимые и особо важные объекты: школы, больницы, подстанции и т. п. На пеленгаторах сигналы обрабатываются и передаются на центральную станцию, где автоматически отслеживается перемещение по городу мобильных объектов, состояние стационаров социальной значимости и объектов жизнеобеспечения. Так, например, получив тревожный сигнал с охраняемого объекта, диспетчер в считанные секунды направляет по адресу ближайший наряд милиции или другие службы оперативного реагирования при автоматическом контроле системы выполнения задач. Совместное использование автоматизации контроля и сбора информации и подготовки управленческих решений дает возможность значительно повысить эффективность работы сил и средств правоохранительных органов, других ведомств, отраслевых служб и предприятий города. Преимущества системы в том, что она не зависит от телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе американских систем спутниковой навигации GPS, так или иначе контролируемой производителем. "АРКАН" уверенно работает в условиях плотной городской застройки, система защищена от промышленных шумов и хакеров.
И добавим, что мониторинговая сеть - на все сто процентов отечественная разработка, не имеющая аналогов в мире.
Весной этого года к информационному центру начали подключаться ведомственные службы города, охранные предприятия и службы безопасности частных организаций. Для того чтобы обеспечить грамотное взаимодействие всех служб и ведомств, разработчики программы создают иерархическую систему ситуационных центров и диспетчерских пультов управления различных уровней и принадлежности, организационно и технически объединенных главным информационным пунктом и единым регламентом взаимодействия. Центральный пункт АИС ОЖБ должен будет координировать совместные действия центров вроде ЦУНа и других дежурно-диспетчерских служб города, государственных учреждений, отраслевых структур, министерств и ведомств.
Результат работы АИС ОЖБ - принятие обоснованных управленческих решений по обеспечению жизнедеятельности города, предупреждению и ликвидации чрезвычайных и кризисных ситуаций.
Когда на экране монитора в режиме реального времени руководитель или ответственное лицо сможет видеть не только отчеты и результаты работы подразделений и ведомств, но и наблюдать и контролировать процесс, не тратя на это сил и времени, повысится эффективность его распоряжений, поднимется КПД от затраченных усилий. А сэкономленные в результате оптимизации процессов управления средства (а это, по оценкам специалистов, почти 25 процентов) пойдут на решение острых городских проблем - строительство и ремонт жилого фонда, общественный транспорт, дороги, социальные нужды. Кроме того, оборудование, способное автоматически и бесперебойно отслеживать и отображать городскую ситуацию в режиме online, минимизирует негативные последствия так называемого человеческого фактора при принятии управленческих решений, от которых зависит не только качество жизни горожан, но и порой сама жизнь.
Сейчас по городу ездят около 500 оснащенных радиомаяками автомобилей ГУВД, а к концу года их число достигнет 1000.