Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение проект федерального закона № 1061159-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Авторы документа предлагают установить административную ответственность за нарушение требований, предусмотренных законом № 90-ФЗ от 1 мая 2019 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Административная ответственность касается требований, связанных с соблюдением норм устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории РФ информационно-телекоммуникационной сети "интернет". Штрафы предусмотрены, в частности: за нарушения порядка установки, эксплуатации и модернизации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам устойчивости функционирования интернета; за нарушения требований законодательства об установке и (или) эксплуатации технических средств контроля за соблюдением требований законодательства, предусматривающего ограничение доступа к информации; за неисполнение собственником или иным владельцем точки обмена трафиком обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования точки обмена трафиком, а равно нарушение установленного порядка направления уведомлений о начале осуществления указанной деятельности; за неисполнение оператором обязанности по использованию точек обмена трафиком, сведения о которых содержатся в реестре точек обмена трафиком для передачи сообщений электросвязи; за подключение собственником или иным владельцем точки обмена трафиком к точке обмена трафиком сетей связи, владельцы которых не обеспечивают реализацию установленных в соответствии с ФЗ требований к сетям и средствам связи для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, и (или) не принимают меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Суммы штрафов в зависимости от состава административного правонарушения для юридических лиц варьируются от 20 тыс. руб. до 700 тыс. руб. В ряде случаев устанавливается ответственность в виде административного приостановления деятельности. Проектом также устанавливается ответственность за повторное совершение административного правонарушения. В этом случае суммы штрафов для юридических лиц составят от 60 тыс. руб. до 1 млн руб.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что в ходе реализации закона № 90-ФЗ установлены случаи не представления информации, предусмотренной данным законом, или ее представления не в полном объеме. Новый законопроект разработан в целях пресечения нарушения требований по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории РФ информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования.
Пресс-служба "МегаФона" сообщила, что предлагаемые в законопроекте размеры штрафов многократно превышают средние значения, установленные КоАП. "Мы видим необходимость доработки требований к техническим средствам противодействия угрозам, сейчас они не определены. Это позволит более четко подходить к оценке причин нарушений, а также избегать правовой неопределенности при использовании несертифицированных средств связи на сети. Считаем, что при оперативном устранении проблем штрафы должны быть отменены", - прокомментировала пресс-служба "МегаФона".
Остальные крупные операторы пока отказались комментировать законопроект, отправившись его изучать. Роскомнадзор не ответил на запрос ComNews.
На сайте Роскомнадзора сказано: "Одна из основных целей закона (90-ФЗ) – обеспечение стабильной работы Рунета при отказе в доступе к зарубежным корневым серверам и маршрутной информации. Чтобы обеспечить устойчивость российского сегмента сети "Интернет", операторы должны предоставлять в Роскомнадзор техническую информацию, которая необходима для принятия оперативных мер в случае подобных чрезвычайных ситуаций на сетях связи. Отказ от предоставления одним оператором может поставить под угрозу связность сети в целом". Юристы компании "ОрдерКом" комментируют эту фразу: "Не правда, наоборот. Доказательство этому - сервисы, которые перестали работать в результате попытки блокировки Telegram".
Генеральный директор, со-основатель PITER-IX (некоммерческая пиринговая сеть) Николай Метлюк отметил, что все подобные законодательные инициативы в конечном итоге отражаются на стоимости продукта для конечных потребителей, то есть на обычных людях и обычном бизнесе. "Сложно предугадать, что именно и в каком виде из данных предложений примут, но с уверенностью можно сказать одно: позитивно на отрасли это не отразится, - говорит он корреспонденту ComNews, - Поэтому хотелось бы, чтобы наши законотворцы несколько раз подумали, прежде чем нажимать кнопку голосования, хотят ли они потрясений в такой важной в нынешнее время отрасли, как телеком или стоит с данными инициативами подождать/отложить/отменить".
Владелец IT-legal компании "Катков и партнёры" Павел Катков объяснил, что норма состоит из трех частей - гипотеза, диспозиция, санкция. "Справедливо считается, что норма без санкции не работает. Авторы законопроекта в пояснительной записке ссылаются на небезупречное исполнение закона №90-ФЗ, и говорят, что причина - в отсутствие санкции. Соответственно, эти санкции вводятся, сначала в виде административной ответственности, а если и это не поможет, очевидно, нужно будет ожидать законопроекта об уголовной. Теперь за неисполнение норм законов по обеспечению устойчивости отечественного интернета ("суверенный интернет") операторы могут получить штраф. Соответственно, крупные операторы будут учитывать это, как регуляторный риск, и строже относится к данному институту, а небольшие операторы, если они ранее смотрели на исполнение закона "сквозь пальцы", теперь будут вынуждены обратить на него внимание", - рассказал Павел Катков.
Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко считает, что этот законопроект призван запугать операторов связи и уничтожить малый операторский бизнес в России. "Малые операторы уйдут в серо-черные схемы, часть прекратят лицензии и будут незаконно оказывать услуги под видом иной деятельности. Часть уйдет в агентские схемы, часть продастся, часть будет перевыпускать лицензии и формально соблюдать требования, занижая объемы своей деятельности", - уверен Дмитрий Галушко. Он видит еще одну проблему проблему в том, что технические средства противодействия угрозам "суверенного рунета" не сертифицированы. "Штрафы определяют мировые-понятийные суды. Они относятся к судам общей юрисдикции и, в отличии от коммерческих арбитражных судов, совсем не разбираются в тонкостях предпринимательской деятельности. Это низкоквалифицированные суды, низовая ступень судебной системы, которые скорее всего будут штамповать штрафы. В любом случае бюджет РФ потеряет и в рабочих местах (у нас налог с работников 45%, которых просто вынуждены будут уволить) и в собираемости налогов (с тех, кто прекратит бизнес)", - объяснил Дмитрий Галушко.
Юлия Мельникова