На прошлой неделе стало известно, что скоро в России появится пилотная зона, где абоненты смогут воспользоваться услугой по переносу телефонного номера (MNP — Mobile number portability). Этой зоной будет Татарстан - единственный субъект РФ, где операторы полностью перешли на цифровые АТС, что является необходимым условием для запуска услуги.
Но, как говорят в Tele2, предпосылок для появления услуги в масштабах России в ближайшие 5 лет нет.
Из операторов "большой тройки" положительно относится к переносу номера "МегаФон".
В МТС и "Билайне" считают запуск услуги чересчур затратным и не очень-то нужным абонентам. У операторов фиксированной связи особого интереса к этой услуге тоже нет. "Затраты несоизмеримы со спросом", - поясняет коммерческий директор "Северо-Западного телекома" Олег Попов.
Эксперты говорят: за перенос номера операторам придется заплатить десятки-сотни миллионов долларов, что неизбежно приведет к росту тарифов. В МТС введение услуги для себя оценивают в $130 млн.
По оценке американской компании Telcordia, в России услугой воспользовались бы 1-5% абонентов. Многое зависит от срока, в течение которого будет происходить перенос номера. В Евросоюзе это занимает в среднем 8 дней для сотовых операторов, 7 - для фиксированных. Средняя цена услуги в ЕС - около 8 евро.
Одна из самых болезненных тем - создание так называемого клирингового дома, который будет управлять базой абонентов и регламентировать отношения между операторами. По оценке МТС, на это уйдет $47 млн без учета стоимости каналов связи.
Создание подобной структуры осложняется тем, что каждый оператор захочет иметь над ней контроль.
Генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин добавляет: если услуга по переносу номера будет запущена, станет ясно, от кого к кому бегут абоненты. Это может стоить многим топ-менеджерам телекоммуникационных компаний насиженных мест.
Кстати: перенос номера - возможность поменять оператора связи, сохранив за собой номер телефона. В 2003 году Евросоюз обязал страны ЕС ввести услугу, приравняв ее к праву потребителя.
Существует две модели подобного сервиса. В первом случае за услугу платит абонент, во втором случае для пользователя она бесплатная, а за перенос номера платит принимающий оператор.
Жанна Журавлева