Новые алгоритмы каршерингового сервиса Яндекс.Драйв, как похвастался один из сотружников Яндекса в своем аккаунте социальной сети Facebook, могут теперь распознать и предотвратить инциденты, связанные с опасным вождением, при помощи анализа стиля управления транспортным средством. Система обращает внимание, в частности, на частоту резких стартов и торможений, являющихся одним из факторов, по которым можно предположить вероятность попадания в ДТП.
Данные поступают из устройства расположенного в каждой машине Яндекса, где множество датчиков считывает показатели влияющие на формирование стиля вождения и по результатам 10 поездок, система составляет «портрет» водителя и принимает дальнейшее решение по уровню его доступа к системе каршеринга. Все последующие изменения фиксируются также на протяжении 10 поездок.
Система может зафиксировать также и передачу руля другому водителю. Такие действия сразу видны по изменению стиля управления транспортным средством и также посылают сигнал в Яндекс. Подобные схемы могут привести к штрафам, а возможно и к бану пользователя, ведь страховка и договор аренды оформляются на пользователя приложения и его карту, а все случаи управления каршеринговым имуществом другим лицом, считаются нарушением соглашения. Пользователи раскритиковали нововведения за размытость рамок работы алгоритма и неверное считывание информации.
В случае, если телематические приборы определили стиль вождения, как агрессивный, пользователи Яндекс.Драйв получают информирующее push-уведомление, а также данные о введённых в связи с этим санациях. Например, не аккуратным пользователям закрывать доступ к машинам премиум класса, оставляя выбор только среди автомобилей «На каждый день». Далее система более пристально следит за манерой вождения пользования и по результатам, в случае позитивных изменений, вновь открывает ему доступ к расширенному функционалу сервиса либо вводит дополнительные ограничения.
Второе уведомление сообщает пользователю о дополнительных санкциях за небезопасное вождение. Второе «китайское предупреждение» не продляет блокировку машин премиум-класса, но и вводит ограничения на выбор машин из линейки «На каждый день». Третий звонок, при сохранении агрессивных техник на дороге, ещё больше урежет доступ к автопарку Яндекса и приведёт к последующей блокировке пользователя. Важно отметить, что на любом из этапов, в случае положительной динамики, пользователь вновь получает доступ ко всем функциям сервиса, компания не ставит цели долговременно ограничивать или полностью закрывать доступ к своему приложению.
Водители, которые уже успели столкнуться с новой системой безопасности Яндекс.Драйв, раскритиковали алгоритм считывания данных. По наблюдению пользователей, система не успевает переключаться в рамках смены скоростных режимов разрешенных ПДД, также не ясно какие ещё критерии будут учитываться при составлении профиля водителя с агрессивной манерой вождения и как быть при объезде неожиданно появившихся на дороге препятствий, в виде ям и дорожных работ. Не исключают водители и наличие ошибок системы, часто случающихся с различными сервисами Яндекса, которые, в случае с каршерингом, могут попросту заблокировать водителю доступ в арендованный автомобиль. Также, по мнению пользователей, система премирования за аккуратную езду была бы гораздо более эффективна в достижении цели снижения аварийности, нежели запугивание и блокировка приложения.
Пока алгоритм тестируется только в Санкт-Петербурге, но в скором времени будет внедрен повсеместно. Пользователям других регионов, желающим и дальше взаимодействовать с сервисом уже сейчас стоит задуматься о корректировке стиля управления автомобилем или рассмотреть другие предложения рынка каршеринга.