Оборудование повышенной неблагонадежности. От закупок китайской телекоммуникационной продукции отказалась четвертая страна

Правительство Японии запретило госорганам закупать продукцию китайских компаний Huawei и ZTE по соображениям безопасности. Токио последовал за властями США, Австралии и Новой Зеландии, принявшими в этом году схожие меры. Власти Китая считают все обвинения безосновательными. Военные и политики западных стран обвиняют компании из КНР в слишком тесной связи с государством и сборе информации о клиентах. Между тем в РФ оборудование Huawei и ZTE считается вторым по степени доверия после собственно российского.

Как сообщает японское агентство Nikkei, инструкции были направлены государственным ведомствам Японии в понедельник. Новые нормы нацелены на «предотвращение утечек ценной информации» и вступят в силу в апреле следующего года. Они, по словам источников японских изданий, модифицируют правила закупок оборудования таким образом, что учитываться будут не только цена и качество продукции, но также и «соображения безопасности». Источник подтвердил, что решение о введении новых правил было принято после получения из Вашингтона «информации о рисках, которые несет в себе китайское оборудование».

Китайское посольство в Токио уже заявило протест. «Нет никаких доказательств того, что пользование продуктами Huawei и ZTE сопряжено с рисками безопасности,— гласит сообщение на сайте посольства.— Законодательство КНР не позволяет компаниям устанавливать подслушивающие или следящие элементы в свое оборудование». Посольство также напомнило, что указанные компании «быстро восстановили оборудование и выполнили свои социальные обязательства» после землетрясения в префектуре Фукусима в 2011 году, и призвало правительство Японии «обеспечить справедливые условия» для китайских компаний.

Япония стала уже четвертой страной за год, которая применила ограничения против китайских телекоммуникационных компаний. В конце прошлой недели в Канаде по запросу Нью-Йоркского окружного суда была задержана финансовый директор Huawei Мэн Ваньчжоу. Ее подозревают в содействии экспорту американского оборудования в Иран, что запрещено санкциями Вашингтона. С марта по июль этого года продолжался конфликт Соединенных Штатов с ZTE, по итогам которого компанию обязали выплатить $1,2 млрд и принять в управляющие структуры компании отобранных правительством США наблюдателей. Обвинение было схожим: поставка американского оборудования в Иран, КНДР и Сирию. Суть проблемы состоит в том, что от четверти до трети компонентов многих продуктов компаний Huawei и ZTE (например, процессоры для мобильных телефонов) производятся в США и их продажа нарушает наложенные Вашингтоном ограничения.

Президент США Дональд Трамп в августе запретил американским государственным службам, работающим с личными данными людей, пользоваться продукцией Huawei и ZTE. В августе и октябре то же самое сделали Австралия и Новая Зеландия. Они заблокировали участие компаний в строительстве инфраструктуры для мобильных сетей нового поколения 5G, опасаясь, что те «могут получать указания из иностранных правительств». Вместе с Британией и Канадой эти три страны входят в группу «Пяти глаз», в рамках которой осуществляется тесный обмен разведывательной информацией. Британия и Канада пока не приняли никакого специального законодательства, ограничивающего деятельность китайских компаний, но в их парламентах постоянно звучат призывы последовать примеру союзников.

В США события вокруг ZTE и Huawei вплелись в канву американо-китайского торгового противостояния. Сенатор Марко Рубио заявил, что на фоне скандала с Мэн Ваньчжоу попытается оживить в Конгрессе свое отклоненное в феврале предложение о полном запрете продукции китайских телекоммуникационных компаний в США. «Мы не можем даже заставить Apple взломать iPhone для содействия поимке террористов,— возмутился он.— А в Китае нет ни одной компании, которая не выполнила бы то, что просит их выполнить правительство». В мае этого года, объявляя о запрете на использование продукции Huawei и ZTE в военных структурах США, пресс-секретарь Пентагона майор Дейв Истберн заявил, что она «подвергает недопустимому риску американских военных».

Директор азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев полагает, что в случае с Huawei и ZTE удачно совпали интересы американских спецслужб, бизнеса и Управления по контролю над иностранными активами (OFAC). «OFAC действует чисто юридически, преследуя тех, кто нарушил американские санкции,— заметил он в беседе с “Ъ”.— Спецслужбы уже давно подозревают Huawei и ZTE в шпионаже в пользу КНР. Наконец, бизнесмены очень рады тому, что первые две группы вычищают с американского рынка их конкурентов».

Глава направления безопасности интернета вещей Лаборатории Касперского Андрей Тихонов в беседе с “Ъ” отметил, что происходящее укладывается в тренд на защиту странами мира своего цифрового суверенитета. «Главный вопрос — это вопрос доверия компьютерным системам,— заявил он.— Сейчас все ведущие страны ужесточают требования к уровню доверия». По словам эксперта, в России оборудование Huawei и ZTE считается вторым по степени доверия после собственно российского, доля которого пока очень невелика. Никаких проблем в области безопасности с ним пока не возникало, добавил Андрей Тихонов.

Михаил Коростиков

Тематики: Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: Huawei, регулирование, телекоммуникационное оборудование, ZTE