По действующим правилам системы быстрых платежей (СБП), банк с лицензией на работу с физлицами должен реализовать весь функционал сервиса последовательно: сначала — переводы между физлицами по номеру телефона (C2C-операции), затем — проведение оплат по QR-коду (С2В-транзакции). При этом не учитывается количество открытых счетов физлиц в этой кредитной организации и обороты по ним, отмечается в письме президента Ассоциации банков России (АРБ) Георгия Лунтовского директору департамента национальной платежной системы ЦБ Алле Бакиной (документ есть в распоряжении «Известий»).
Малые и региональные организации также обратили внимание, что закупка оборудования и ПО для СБП, обучение сотрудников и доработка пользовательского приложения стоит в среднем 3–5 млн рублей, а в отдельных случаях — более 10 млн рублей. При этом сейчас приходится направлять средства на преодоление последствий острой фазы пандемии.
«Кредитные организации крайне заинтересованы в появлении на рынке универсального IT-решения для функционала СБП, которое позволит существенно снизить затраты и упростить процедуру его интеграции в системы банков. Некоторые кредитные организации предлагают разработать такое IT-решение на базе Национальной системы платежных карт (НСПК)», — отмечается в письме.
В документе не уточняется, какое именно IT-решение — мобильное приложение, софт, «коробочный процессинг» — предлагается банками для упрощения подключения к СБП. Конкретика пока не прорабатывалась: изначально нужно принципиальное согласие и желание ЦБ, подчеркнул вице-президент АБР Алексей Войлуков.
Кроме того, в письме предлагается допускать банки к участию в интересных им сервисах СБП без привязки к другим функциям. Это позволит быстро расширить инфраструктуру системы и развить ее в регионах.
— Банки с базовой лицензией не обязаны подключаться к СБП, но выражают такое желание. Их клиенты-юрлица хотели бы принимать оплату по QR-коду. В этом случае кредитные организации также должны сначала запустить C2C-переводы, хотя у них может быть только один клиент-физлицо и отсутствовать мобильное приложение. У банков есть запрос на реализацию функционала СБП в ином порядке: чтобы можно было запустить оплату по QR-кодам без переводов по номеру телефона, — пояснил Алексей Войлуков.
По правилам ЦБ, если банк с базовой лицензией всё-таки решил подключаться к СБП, система у него должна работать по общим правилам и стандартам, обеспечивая и переводы между физлицами, и перечисления в адрес компаний, заявили «Известиям» в регуляторе. В Банке России подчеркнули, что снижению затрат банков может способствовать использование универсальных мобильных решений (приложений), предлагаемых как НСПК, так и другими участниками рынка.
По информации ЦБ, с момента запуска системы через нее прошло более 70 млн операций на общую сумму почти 530 млрд рублей. Из них, по состоянию на начало ноября, оплаты по QR-кодам составляли 390 тыс. платежей общим объемом 1,67 млрд рублей.
В банковском сообществе подтвердили «Известиям», что проблема подключения к СБП небольших организаций обсуждается. Высокая стоимость входа на рынок переводов между физлицами по номеру телефона затрудняет подключение к сервису небольших игроков, так как оно может не окупиться, отметил руководитель направления транзакционного бизнеса УБРиР Денис Дергачев.
Возврат инвестиций на интеграцию не гарантирован из-за небольшого количества клиентов, согласился директор Центра цифровых решений для корпоративного и инвестиционного бизнеса Росбанка Алексей Ясаков. Впрочем, по его словам, существенных преград для развития сервиса в целом эта проблема не представляет, поскольку большинство граждан и юрлиц имеют счета в нескольких кредитных организациях.
— Подключение к СБП требует от банка высокой степени технологичности — игрокам приходится дорабатывать IT-архитектуру, как минимум в части онлайн-зачисления денежных средств на счет торгово-сервисного предприятия, так как это один из основных принципов успешной реализации СБП. Это дорогостоящий и длительный процесс, — отметили в Промсвязьбанке.
К системе быстрых платежей можно подключиться либо при наличии внутренних развитых IT-компетенций, либо с помощью внешних IT-интеграторов, пояснили в МКБ. В банке подчеркнули, что сейчас на рынке около 20 технологических провайдеров, которые предлагают такие услуги. Среди них, например, СКБ-Банк, рассказали «Известиям» в кредитной организации. А также — «Золотая Корона» и Uniteller.
Технологический провайдер готов подстраиваться под бизнес-процессы банка, а при использовании услуг единого провайдера банку придется подстраиваться под него, отметил руководитель управления поддержки и развития проектов «Финам» Константин Молчанов. Он добавил, что последующие изменения будут вноситься провайдером, учитывая потребности большей части клиентов, а не каждого в отдельности.
— Единое IT-решение для подключения к СБП может дать новый виток развития направления зарплатных проектов. Сотрудник предприятия сможет максимально упростить переход и сэкономить время на процесс выбора кредитной организации, на карту которой он хочет получать зарплату, — ожидает начальник управления развития продуктов и проектов банка «Фридом Финанс» Мурад Шихмагомедов.
В НСПК не ответили на вопрос «Известий» о технологической возможности подключать сервисы СБП в удобной для банка последовательности.
Наталья Ильина