«Одноклассники» запускают раздел «Услуги и скидки» — витрину с партнерскими сервисами внутри социальной сети, рассказали “Ъ” в компании. Социальная сеть будет рекомендовать их на витрине и в лентах пользователей. Партнеры смогут продвигать сами сервисы, конкретные товары и услуги и скидки на них. Пользователям будут доступны книги от приложения «ЛитРес», онлайн-консультации и запись к врачу от сервиса Doc+, сервис для оплаты услуг «Ростелекома», приложения для покупки билетов в кино и на концерты от сервисов «Киноход» и Ponominalu, оплата транспортной карты «Тройка» и штрафов ГИБДД. Оплачивать услуги можно с помощью привязанной к аккаунту в «Одноклассниках» банковской карты.
«В течение года планируем добавить на витрину пополнение счета мобильного телефона, доставку еды, покупку туристических путевок, продажу билетов на спортивные, культурные и развлекательные мероприятия и другие приложения»,— говорит директор по развитию бизнеса «Одноклассников» Алексей Кашеваров. Размер скидки зависит от бизнес-модели партнера, уточняет он.
Доход от сервисов «Одноклассники» будут делить с разработчиками, но подробности схемы в компании не раскрывают. «Пропорции зависят от объемов»,— пояснил гендиректор Doc+ Руслан Зайдуллин, отказавшись назвать конкретные цифры. Собеседник “Ъ” в индустрии платежей говорит, что «Одноклассники» могут получать от 5% до 50% в зависимости от базы расчета и маржинальности продукта: «Например, в штрафах маржа низкая, в цифровых товарах — гораздо выше».
По данным исследования «Экономика рунета» Российской ассоциации электронных коммуникаций, объем рынка онлайн-платежей в России в 2016 году вырос на 17% и составил 686 млрд руб., а рынок услуг в интернете показал рост на 15%, до 169 млрд руб. По собственным данным «Одноклассников», объем денег, которые проходят в социальной сети через платежи банковскими картами, за последний год вырос на 22%. Ее российская аудитория (десктопы и мобильные устройства, города с населением более 100 тыс.) в октябре 2017 года составила около 24,6 млн человек, оценивает Mediascope.
«Наш опыт показывает, что популярность платежной услуги во многом зависит от уровня доверия пользователей к площадке»,— сообщили “Ъ” в «Яндекс.Деньгах». Там в ноябре подключили офферную систему, предлагающую покупателю скидки в компаниях, которые принимают оплату через платежное решение «Яндекс.Касса». «Мы экспериментировали с внедрением разных опций в социальные сети — в частности, интегрировали приложения проверки и оплаты штрафов ГИБДД. Оказалось, что люди охотно проверяют наличие начислений, но на месте не платят — переходят на сайт и в приложение платежного сервиса, то есть привычную для них и заведомо безопасную платежную среду и с большим набором методов оплаты»,— сообщили в «Яндекс.Деньгах».
Роман Рожков