Полмиллиарда долларов это, конечно, смехотворная цифра по сравнению с оборотами лидера мирового рынка — Индии, которая на офшорном программировании зарабатывает около $10 млрд. Тем не менее Россия сейчас входит в пятерку ведущих поставщиков услуг заказной разработки ПО. Помимо Индии и нашей страны здесь активно играют Китай, ряд восточно-европейских (Венгрия, Чехословакия) и азиатских стран (Малайзия, Филиппины).
По данным исследования, которое проводят агентство CNews и консорциум «Форт-Росс», индустрия разработки программного обеспечения на заказ в России к 2006 году может увеличиться до $1 млрд. Сейчас все признаки роста налицо. В частности, здесь работают крупные устоявшиеся игроки. Примета этого года — начавшаяся консолидация рынка: недавно было объявлено о слиянии двух ассоциаций, объединявших офшорных разработчиков, — петербургского «Форт-Рос» и московской «Руссофт». Кроме того, в ближайшее время ряд компаний планируют расширить свой бизнес, в том числе и за счет приобретения сторонних фирм-разработчиков. Наметилась и еще одна тенденция — игроки для снижения издержек готовы объединяться по географическим направлениям сбыта услуг. Например, недавно в составе «Форт-Росса» появилась так называемая Скандинавская группа.
Согласно вышеупомянутому исследованию в России разработкой ПО занимаются более 800 компаний, из них на зарубежных заказчиков работают около 300. Более половины офшорного бизнеса в стране сконцентрировано в Москве (32%) и Петербурге (19%). Другие крупные центры — Новосибирск (8%) и Нижний Новгород (4%).
Офшорную разработку ПО в России ведут университеты, НИИ и девелоперские центры иностранных фирм, а также российские частные компании.
В РФ 50 университетов и примерно столько же НИИ выполняют иностранные заказы. Однако они сильно отличаются друг от друга по количеству вовлеченного персонала — в вузах занято 500 специалистов, в НИИ — 5 тыс. Оборот по этим направлениям составляет $5 и $50 млн соответственно.
Кроме того, в нашей стране действуют восемь центров разработки иностранных компаний — Sun Microsystems, Motorola, Intel, Dell, LG, Siemens, Crysler и TogetherSoft (Borland). Их объем производства — $3,6 млн, а общий оборот всех трех секторов — $59,2 млн.
Нетрудно подсчитать, что на частные компании из того предполагаемого полумиллиарда долларов приходится $440 млн. Причем, этот сектор быстрорастущий, в прошлом году его оборот составил около $200 млн.
Однако росту рынка могут помешать несколько проблем. Основная связана с образованием: в отрасли спрос на квалифицированные кадры удовлетворен лишь на 70%. Наиболее остро это ощущается в Москве и Петербурге. В первую очередь из-за концентрации софтверного бизнеса в данных городах, в то время как учебные ресурсы разбросаны по всей стране. Пока мегаполисы привлекают региональных специалистов, но в дальнейшем этот ресурс может исчерпаться: недостаточное финансирование не позволяет поддерживать образование на должном уровне. Индустрия пытается самостоятельно решать проблему — практически каждая из крупных компаний имеет свой пул преподавателей и студентов, которые получают материальную помощь. Но это не выход для отрасли в целом.
Другое серьезное препятствие — слабый имидж России на международном рынке. Из-за этого рост происходит в основном за счет увеличения заказов от постоянных клиентов. Поиск новых, особенно среди крупных корпораций, затруднен. Как показывает практика, фактически весь «крупняк» американского бизнеса сотрудничает с индийцами.
Игроки офшорного рынка ждут помощи от государства. Правительство же об этом только задумывается. Как заявил глава Министерства информационных технологий и связи Леонид Рейман, чиновники готовы заняться IТ-отраслью, в том числе и вспомоществовать экспортным разработкам. К сожалению, власти пока приходят в себя после административной реформы, так что быстрых шагов ждать не приходится.
Все эти вопросы обсуждались на состоявшейся недавно в Петербурге конференции «Возможности России по экспорту продуктов и услуг в области IТ» (Russian Outsourcing and Software Summit, ROSS’2004). Она проходит уже четвертый раз, и если каждый год достижения отечественных разработчиков меняются (в этом году российские программисты с удивлением узнали, что стали европейскими лидерами в области управления качеством), то проблемы остаются прежними.