Онлайн-образование для детей обсудили в Петербурге

В общественном пространстве «Бенуа1890» эксперты поговорили о рынке онлайн образования для детей и том, каким должен быть образовательно-развлекательный онлайн-сервис для дошкольников и младших школьников в России.

Объем рынка онлайн образования для детей в России оценивается 400 млн рублей, общее количество слушателей составляет несколько миллионов человек. С 2013 года рынок вырос на 70-100 %.

По словам Евгении Смородниковой, основателя Founder Institute, несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок - в 2013 г., первые крупные проекты появились в России около 5 лет назад. Cейчас по оценке J’son & Partners Consulting на российском рынке более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей, например в сервисе Lingualeo – более 6 млн слушателей из России.

«Отличительной характерной чертой российского рынка онлайн-образования является платная модель обучения. Если западный рынок онлайн-образования развивался из бесплатных проектов, то на российском рынке изначально доминировала платная модель. На рынке существует ряд бесплатных проектов, но их число невелико», - отмечает Евгения Смородникова. По ее словам, в мире доля обучающих приложений  в общем объеме рынка – 5-7%, в России – 3-4%.

«В абсолютных числах, в день по всему миру скачивается в Google Play 739 000 приложений в категории Education, а в России всего 37 000. Это при том, что в России в целом около 19 миллионов смартфонов с операционными системами iOs и Android», - добавляет Евгения.

Потенциал для детей

Согласно рейтингу Mail.Ru, дети до 12 лет — это примерно 3,3% активных пользователей Интернета со смартфонов и 4,5% с iPad.

Андрей Куликовский,  директор по маркетингу онлайн-магазина детских товаров kideria.ru, уверен, что в России рынок онлайн образования для детей будет развиваться семимильными темпами. «Сегодня в России 5 млн семейных пар, ежемесячно рождается 185 тыс. детей. Сейчас из всего массива мобильных приложений только 5 % приходится на образовательные приложения, из них больше половины занимают приложения для дошкольников», - объясняет он.

«Необходимо понимать размеры потенциального рынка. Существуют очереди в детские сады. Но даже те родители, кто смог устроить своего ребенка в детский сад, не всегда полностью удовлетворены качеством государственного или частного детского сада, многие хотели бы, чтобы детские сады были лучше».

По его словам, в случае с детскими образовательными онлайн-приложениями, их создателям важно осознавать себя частью образовательной эко-системы. «Педагогические основы здесь должны быть перед техническими решениями. Нужно понимать, что мы конструируем опыт. Мы не продаем какую-то забаву, только чтобы ребенок ушел из реальности в виртуальный мир. Мы конструируем его опыт взаимодействия с реальностью», - подчеркнул Андрей Куликовский.

«Приложения могут быть дополнительной платформой для взаимодействия с детьми и родителями, но для построения эко-системы должен быть сервис, предоставляющий родителям возможности решить свои проблемы по воспитанию ребенка», - уверен Антон Волков, маркетолог «Бенуа1890».

В поисках контента

По словам экспертов, основной сложностью в сфере on-line образования для детей является наличие качественного контента и, в частности, контента, соответствующего разным возрастам.

«Родители, которые  активно занимаются развитием детей, в том числе и посредством Интернета, это, как правило, «продвинутые» родители. Их дети в 2-3 года могут начать читать и писать. Что делать таким родителям, когда их ребенку исполняется 5-6 лет, а on-line методики предлагают ему «найти буковку»? Налицо явное противоречие. То есть, пока ребенок не достиг возраста 4-5 лет, его родители имеют возможность выбора из разнообразного контента, но, пытаясь минимизировать влияние компьютера, часто не допускают детей к нему. Когда же дошкольник подрастает, и родители готовы смириться с тем, что Интернет и новые технологии войдут в его жизнь, подходящего контента уже нет! В этом я вижу основное противоречие: индустрия не соответствует рынку», - отмечает Ольга Григорьева, руководитель департамента маркетинга ООО «Институт Проблем Предпринимательства».

Практика

Юрий Рыков, научный сотрудник Лаборатории Интернет-исследований НИУ ВШЭ изучил состояние рынка, проведя онлайн-опрос целевой аудитории - родителей с детьми дошкольного возраста (подписчиков паблика ВКонтакте «Клуб Молодых Мам»), в котором приняли участие 210 человек. Как удалось выяснить, только 21% опрошенных имеют опыт использования российских сервисов онлайн-образования, и лишь 6% из них продолжают ими пользоваться. Вместе с тем, сама возможность использовать сервисы онлайн-образования привлекательна для 57% опрошенных, и чуть меньшая доля респондентов (43%) испытывают потребность в таком продукте.

«Вывод – существующий интерес и потребность в онлайн-образовании не удовлетворяются рынком», - говорит Юрий Рыков.

 “По данным центра АНЭКС с каждым годом объем учеников на онлайн курс образования растет. Если говорить о быстрой монетизации, начинать надо с курса для 3-4- на этот диапазон уже есть сформированный спрос. На данную группу можно делать пробный курс и строить на нем тестовую версию приложения 
750 000 запросов в месяц”, - считает Михаил Медведев, стратег маркетингового агентства Serenity.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Кадры, Web

Ключевые слова: веб-сервис, обучение