Образование - сфера очень консервативная и меняется медленно. За прошедшие 200 лет формат преподавания в университетах мира изменился мало. Но ближайшее пятидесятилетие подходы к обучению студентов могут кардинально поменяться, уверены эксперты.
Подтверждением этому служит растущая в геометрической прогрессии популярность массовых открытых онлайн-курсов (МООС), моделей смешанного обучения. Одни из самых быстрорастущих - образовательные площадки Coursera (основан профессорами Стэнфордского университета) и edX (более 2,5 млн слушателей на середину 2014 года), позволяющих получать знания по большому количеству специальностей (в том числе и технических) онлайн. Обучение с помощью таких платформ бесплатное, небольшую плату (40-60 долл.) берут только за так называемый "подтвержденный" диплом (VC).
По словам Дафны Коллер, основательницы Coursera, только 25% онлайн-студентов хотят получить "корочку" об окончании курса. И при стоимости в 40 долл. это дает платформе ежегодный оборот в 12 млн долл.
"Большая часть нашей жизни изменилась. Новое поколение учится по-другому, - говорит Анант Агарвал, президент edX. - Современные молодые люди не способны качественно воспринимать лекцию в аудитории в течение 90 минут. Люди хотят воспринимать информацию крохотными порциями. Исследование edX показывает, что максимальное внимание студентов удерживается в течение 6-8 минут видеолекции, а далее начинает резко снижаться. Подачи информации в виде коротких "фрагментов знаний" недостаточно: нужны также мгновенная обратная связь и включение элементов геймификации".
По словам Агарвала, глупо не учить людей в той среде, в которой они и так уже находятся. Он имеет в виду ситуацию, когда нынешние школьники львиную долю времени проводят в соцсетях и различных мессенджерах. Затем они приходят в стены университета и понимают, что прогресс остался за порогом.
Авторитетнейшие классические университеты мира уже поддерживают грядущие изменения. Например, Массачусетский технологический университет (МIT) уже 12 лет предоставляет онлайн-версию своих лекций и семинаров. Александр Климов, заместитель министра образования и науки РФ, считает, что Россия готова активно внедрять технологии дистанционного образования: "Мне хочется верить, что мы вполне готовы и конкурентоспособны в этой отрасли. Для того чтобы удовлетворить требования современной экономики, а они быстро меняются, мы должны предусмотреть вариативные части образовательных программ и учитывать индивидуальные потребности студентов. Студенты, как правило, еще до завершения обучения понимают, куда они планируют пойти работать, поэтому они могут сформировать требования к образовательной программе. И из большого количества дистанционных качественных модулей выбрать то, что им нужно для своей профессиональной деятельности".
Кроме того, по словам замминистра, у нас в стране много удаленных территорий, и здесь роль дистанционного образования очень высока. Дистанционное образование дает возможность повысить свой профессиональный уровень маломобильным людям. И наконец, онлайн-обучение позволяет привлекать в этот процесс представителей бизнеса. Для них дистанционное взаимодействие со студентами - наиболее удобный вариант.
По словам главы медиакомпании "Апостол" Тины Канделаки, важны обе формы образования - и онлайн, и офлайн: "Это данность. Некоторые люди говорят: я не получаю информацию из Интернета. Не получай, но Интернет есть, и им пользуются все, кто хочет получать больше информации, чем можно найти в традиционных источниках. Это как телевидение и Интернет. Победит ли телевидение Интернет? Не победит. Будет и телевидение, и Интернет. Так и онлайн-образование, и офлайн-образование. Может ли одно победить другое? Нет. Потому что если вы учитесь на хирурга, инженера, конструктора самолетов, никто в онлайне вас не сможет научить. Есть очень важная часть, которая связана с практикой".
По словам Тины Канделаки, нужно убедить российских школьников и студентов, что не нужно выбирать одно или другое, у них есть уникальная возможность пользоваться офлайн-знаниями, и если они их не удовлетворяют, находить ответы на свои вопросы в Интернете. "Я за агрегацию. Когда студенты начнут брать на себя ответственность за дополнительные знания, которые они нашли и впитали, они и работать впоследствии будут по-другому", - резюмировала Канделаки.
Молодежь не способна качественно воспринимать лекцию в течение 90 минут. Исследование EDX показывает, что максимальное влияние студентов удерживается лишь в течение 6-8 минут
Наталья Тихомирова, ректор МЭСИ, рассказала, что их университет уже более 20 лет внедряет дистанционные технологии обучения. По ее словам, это серьезный вопрос и вызов для любого вуза. Преподаватель сегодня не единственный источник знаний, и это нужно принять. Преподаватель сейчас, скорее, интегратор, навигатор для слушателей. Именно в этой ситуации формируется активная жизненная позиция у студентов.