Операторов связи будут штрафовать за отказ предоставить данные о своих абонентах «организациям, заинтересованным в создании систем информационно-справочного обслуживания». Такую поправку в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предложило Минкомсвязи. По мнению операторов, делиться данными об абонентах-физлицах им не позволит законодательство о персональных данных. Зато адресно-телефонные справочники компаний станут полнее, отмечают их издатели.
Министерство предлагает внести в КоАП новую статью 11.34: «Непредставление оператором связи сведений об абонентах его сети связи организациям, заинтересованным в создании своих систем информационно-справочного обслуживания». За это правонарушение предлагается штраф: для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
— Все продаваемые в России базы данных физических лиц нелегальны, — рассказывает представитель справочного сервиса Yell.ru Татьяна Серебренникова. — С 2006 года в России действует закон «О персональных данных». — С компаниями всё по-другому. Мы без их согласия имеем право публиковать название компании, телефон, адрес сайта — всё, что относится к открытой информации. Мы не получаем информацию у операторов связи — ведем собственную базу, данные берем из открытых источников.
Если операторов связи обяжут предоставлять данные об абонентах в обязательном порядке, это станет большим плюсом для информационного рынка, считает глава фирмы Nikolaev e:Consulting Кирилл Николаев.
— Это ведет к прозрачности, доступности информации, — заявил эксперт. — А в случае некорректности данных можно будет пожаловаться на оператора.
— Если будут созданы условия для предоставления такой информации, можно будет избежать проблем с актуальностью и своевременной обновляемостью данных, — подтверждает Татьяна Серебренникова из Yell.ru.
В МГТС «Известиям» подтвердили, что, по действующему законодательству, для издания справочников или адресных книг с включением в них персональных данных физлиц потребовалось бы получить письменное согласие от каждого включенного в них абонента. При этом каждый фигурант списка имеет право в любой момент отозвать свое согласие. Поэтому компания не продает персональные данные своих абонентов-физлиц ни сторонним организациям, ни в виде телефонных справочников.
Идея внесения в КоАП статьи 11.34 вызвала немало вопросов и у телекоммуникационных фирм, и у справочных сервисов.
— Нигде в законодательстве не определен статус «организаций, заинтересованных в создании систем информационно-справочного обслуживания», — отметили представители «ВымпелКома». — Нигде не прописано определение термина, права и обязанности таких организаций.
— В законе не сказано, должен ли оператор обязан предоставлять данные за деньги или бесплатно, — говорит Татьяна Серебренникова. — Не указано, что база данных должна быть в общедоступном формате. Если для работы с ней нужна уникальная программа, написанная специально для оператора связи, то мы не сможем воспользоваться данными. Ведь закон не обязывает оператора делиться и этой программой.
Рынок традиционных адресно-телефонных справочников в России, по мнению экспертов, уже не превышает €30 млн. Бумажные справочники общего назначения уходят в прошлое, через 5–10 лет они практически не будут собирать рекламу, считает Кирилл Николаев. Нужную информацию пользователи всё чаще получают в интернете — на специализированных сайтах или в обычных поисковиках.
— В то же время отраслевые справочники с уникальной информацией специально распространяются только в бумажном виде и зарабатывают на продажах, поскольку размещенную в них информацию вы не можете найти в интернете, — отмечает эксперт.
Также Минкомсвязи предлагает ввести штрафы для операторов, не обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов к объектам связи, транслирующих сигнал обязательных общедоступных телеканалов с искажением, не обеспечивших круглосуточный бесплатный вызов экстренных служб и др.
Александр Богданов