Если в начале 2007 года новый пользователь обходился сотовым операторам в $8-10, именно столько получали дилеры за его подключение, то теперь стоимость нового абонента порой достигает $30. В эту сумму входит базовое вознаграждение дилера за подключение плюс различные бонусы и выплаты, объем которых варьируется в зависимости от активности подключенного пользователя в течение 3-6 месяцев и других обстоятельств. Точные параметры своего партнерства с дилерами операторы держат в тайне, указывая, что к каждому ритейлеру применяется индивидуальный подход. Сами дилеры также не разглашают конкретных договоренностей с операторами, но соглашаются, что стоимость нового абонента выросла за год в более чем в два раза. "Действительно, за за год фактическое вознаграждение за подключенного абонента увеличилось примерно в 2,5 раза", -- говорит PR-директор сети "Телефон.ру" Людмила Игнатьева. С ней соглашается и управляющий розничной сети "Телефорум" Игорь Алехин. "За 2007 год средний размер вознаграждения практически удвоился", -- говорит господин Алехин.
"Размер дилерского вознаграждения вырос за год примерно в 2,5 раза. Мы были в роли догоняющих, и повышать выплаты нас вынуждали конкуренты", -- пояснила Елена Налобина, коммерческий директор Северо-Западного филиала "Мегафона". В петербургском филиале "Вымпелкома" считают, что зачинщиком роста дилерских выплат стала компания МТС. Согласно данным ACM-Consulting, первые четыре месяца прошлого года МТС в Петербурге и Ленобласти демонстрировала отрицательный прирост абонентов, стремительно теряя свою долю рынка. Для сравнения: в течение первого полугодия 2007 года МТС получала в среднем 5,1% от ежемесячных новых подключений в Петербурге, в то время как "Вымпелком" -- 39,2%. Однако во второй половине прошлого года ситуация выправилась. "В первом полугодии мы лидировали по подключениям, и МТС решила взять реванш, резко увеличив плату за новых абонентов", -- заявил Ъ коммерческий директор петербургского офиса "Вымпелкома" Андрей Васильев. В самой МТС предпочитают не говорить о том, как изменились выплаты за подключение новых пользователей в Петербурге, но уверяют, что в целом по Северо-Западу уменьшились. "Что касается Северо-Запада, то показатель SAC (издержки по привлечению новых абонентов. -- Ъ) уменьшился во втором полугодии 2007 года по сравнению с первым", -- сообщил руководитель макрорегиона МТС "Северо-Запад" Иван Золочевский. Похожим образом прокомментировал тенденцию и президент МТС Леонид Меламед. "В течение 9 месяцев SAC компании (МТС работает в России, Армении, Беларуси, на Украине, в Узбекистане и Туркменистане. -- Ъ) вырос незначительно. Я не знаю, о каких цифрах идет речь", -- ответил господин Меламед на вопрос Ъ о ситуации на петербургском рынке.
В том, что никто из операторов не хочет признаваться в развязывании ценовой войны, ничего удивительного нет. В 2007 году в Петербурге и Ленобласти было продано около 3 млн контрактов. Объем продаж в 2008 году, по прогнозу экспертов, составит примерно 2 млн sim-карт. Соответственно, примерный объем дилерских выплат в 2008 году окажется на уровне $40-60 млн. С учетом того, что отток составляет около 50% от новых подключений, целесообразность столь существенных издержек представляется сомнительной, а рост стоимости новых пользователей может весьма негативно сказаться на рентабельности сотовых компаний. "В Петербурге очень жесткая конкуренция. Видимо, абоненты очень нужны операторам, если не готовы за них столько платить. Когда один из игроков повышает вознаграждение дилерам, то остальным ничего не остается, как следовать его примеру. В итоге происходит та же самая ценовая война, только наоборот", -- говорит аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина.
Борис Горлин