Операторы помогут защититься от спама

Россияне смогут пожаловаться на звонки спамеров через системы обратной связи, расположенные на сайтах операторов. Введя данные о нежелательном звонке, абоненты вносят свой вклад в блокировку номеров, с которых идут массовые прозвоны граждан. Операторы считают, что ряд параметров, по которым будут проверяться номера согласно поступившим жалобам, не позволят заблокировать обычных граждан.

С первого июня 2022 г. абоненты трех операторов из большой четверки получили возможность жаловаться на спам-звонки. Система, получающая и обрабатывающая жалобы россиян, разработана федеральной антимонопольной службой (ФАС), о чем 1 июня появилось сообщение в Telegram-канале службы. Ссылки на формы обратной связи МТС и Tele2, ведущие на соответствующие страницы сайтов операторов, размещены на сайте ФАС. Третья ссылка ведет на страницу сайта МегаФон с подробной инструкцией о том, как составить электронное письмо с жалобой на спамеров или мошенников. Ссылки на аналогичную форму на сайте билайн нет, но обещается, что остальные операторы подключатся к системе в самое ближайшее время.

Система появилась вследствие огромного количества звонков от спамеров на российские номера. Ежедневно абоненты могут получать по несколько различных звонков от роботов, рекламирующих те или иные услуги, помимо них эпизодически звонят мошенники, цель которых – убедить собеседника предоставить доступ к своим счетам посредством передачи мошенникам номера карты или одноразового пароля для подтверждения финансовой операции. Сотрудники службы ФАС сообщают, что число жалоб на подобные звонки за последнее время резко возросло.

Форма подачи жалобы на спам

Для того, чтобы пожаловаться на звонок, необходимо заполнить несколько полей. В жалобе необходимо указать персональные данные абонента (ФИО, и номер, на который поступил звонок), номер, с которого осуществлялся звонок, содержание звонка, а также дату и время, в которые звонок был совершен. Это означает, что для препровождения спамеров в черный список необходимо прослушать их рекламное сообщение.

В течение трех суток жалоба должна быть рассмотрена, а номер проверен на предмет рассылки спама с него. В случае подтвердившегося факта спамерских звонков, заблокировать номер, с которого они осуществлялись, обязан не только оператор, принявший жалобу, но и остальные, подключившиеся к системе.

Гарантии справедливой блокировки

Во избежание блокировки добросовестных абонентов будет выполняться проверка указанных жалобщиками сведений. Представители операторов утверждают, что вероятность блокировки номеров, с которых не осуществлялось спамерских обзвонов, чрезвычайно мала. Так, номера будут проверяться по спам-базе, будут выявляться случаи массовых прозвонов с данного номера, также будет учитываться время разговоров – в большинстве случае при звонках спамеров диалоги непродолжительны.

Эксперты полагают, что нельзя исключать вероятности ложных жалоб и считают, что необходим механизм, позволяющий владельцу номера, заблокированного по жалобе недобросовестных конкурентов или по другим причинам со злым умыслом, обжаловать решение и реабилитироваться. Кроме того, заблокированный номер может быть впоследствии приобретен другой организацией и должны существовать алгоритмы, по которым статус номера будет меняться с неблагонадежного на обычный.

Операторы, в свою очередь, уверены, что принципы блокировки нежелательных номеров не позволят совершить ошибку: каждый номер проходит проверку сразу по нескольким критериям, также оценивается общее количество жалоб на каждый номер, и только факта единственной жалобы будет недостаточно.

В МТС сообщили, что меморандум о противодействии звонкам, нарушающих требования законодательства, был подписан между ФАС и участниками «Большой четверки» год назад, в июне 2021 г. Согласно его условиям, МТС разработали бесплатный сервис, анализирующий вызовы, и перенаправляющий подозрительные звонки на голосовой почтовый ящик. При этом почти полностью исключается риск случайной блокировки звонков от простых пользователей, так как данные анализируются сразу по нескольким техническим параметрам, а также по ряду других данных. Впрочем, даже если звонок был заблокирован ошибочно, абонент получит SMS о перенаправленном вызове, и сможет получить информацию, оставленную с подозрительного номера.

История создания системы противодействия спам-звонкам

Проблема растущего количества спам-звонков назревала уже не первый год, а их количество постоянно увеличивалось, причиняя неудобства абонентам. Помимо вероятности мошенничества, такие вызовы мешают работе и вынуждают россиян тратить время впустую.

В июне 2021 года ФАС, МТС, МегаФон, билайн и Tele2 подписали меморандум о борьбе с нежелательными звонками. В начале 2022 года ФГУП ГРЧЦ (Главный радиочастотный центр, подведомственный «Роскомнадзору»), заключил контракт на исследование системы блокировки звонков с подменных номеров телефонов на сумму 8,2 млн рублей, однако данные о том, кто стал исполнителем по контракту, скрыты.

Собственные способы защиты от мошенников есть как у сотовых операторов, также создаются специальные приложения, позволяющие с большой долей вероятности вычислить несанкционированные звонки, например, Truecaller, CallApp, Sync.ME и другие.

Кроме того, свою лепту в уменьшение количества вызовов от нежелательных собеседников внес портал Avito. Для того, чтобы сложнее было собрать базу номеров пользователей, номер и ранее скрывался за кнопкой «показать номер», однако с осени при нажатии данной кнопки сервис показывает набор цифр, по которому система Avito перенаправляет совершаемый звонок на реальный номер абонента. С февраля 2022 года эту функцию невозможно отключить, вследствие чего парсинг номеров с доски объявлений стал невозможен.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: мобильные операторы, ФАС, регулирование, мобильное мошенничество