Издание «КоммерсантЪ» сообщило об ознакомлении с отзывами операторов мобильной связи о проектах постановлений правительства, перечисляющих требования к системе Роскомнадзора по контролю блокировки вызов с подмененных номеров, а также сроки подачи и совокупность данных, которые операторы обязаны предоставлять в систему. Проекты постановлений Минцифры опубликовало в открытом доступе на сайте regulation.gov.ru в июне.
Согласно поправкам к закону «О связи», принятым 2 июля 2021 года, операторы обязаны осуществлять блокировку звонков и SMS из-за рубежа, если для них используются подмененные номера. Чтобы выполнить данное требование, операторам необходимо подключение к системе Роскомнадзора и последующая передача в неё данных о номерах абонентов, дат и времени вызовов и SMS-сообщений. Собранная информация будет анализироваться системой в контексте того, есть ли нарушения закона.
Исходя из проектов постановлений Минцифры, верифицировать звонки будут специально установленные на сетях связи узлы. Государственный радиочастотный центр (ГРЧЦ) будет ответственен за их эксплуатацию, а также поставит оборудование, необходимое для их создания. Пользователями системы, помимо мобильных операторов, станут Минцифры, Роскомнадзор, правоохранительные органы.
Несмотря на то, что в пояснительной записке к проекту сказано, что дополнительные расходы не потребуются ни со стороны бюджета, ни со стороны бизнеса, отзывы операторов говорят о другом. В компаниях МТС и МегаФон полагают, что для подключения к системе придется доработать оборудование сетей и обновить программное обеспечение, а для полноценной реализации требований понадобится до пяти лет.
Кроме того, в МТС уверены, что дополнительные требования, предполагающие затраты на обновление оборудования и ПО, в нынешней экономической ситуации навряд ли осуществимы. Представители «Ростелекома» считают, что «требования регуляторов не должны приводить к существенным расходам бизнеса».
В Tele2 согласны с актуальностью создаваемой системы, а также считают борьбу с подменными номерами необходимой, но считают, что для полноценной работы системы к ней также необходимо подключить и операторов фиксированной телефонной связи, что из-за разнообразия типов оборудования достаточно затруднительно. Также оператор солидарен с коллегами по поводу реализации проекта – снижение на российском рынке поставок телекоммуникационного оборудования может усложнить процесс модернизации, а также повысит его стоимость.
Помимо сомнений в отсутствии затрат, операторов также смущает, будет ли система эффективно работать.
Так, в МТС считают, что проверить можно только вызовы российского плана нумерации, а ели зарубежные мошенники будут подставлять номера, похожие на 800 или 495, система работать не сможет. Также там отмечают, что подменить номер возможно только на фиксированных телефонных сетях, подключение которых к системе запланировано только на 2025 год, в то время как «Технические и программные решения крупных российских мобильных операторов не позволяют осуществлять подмену номера на их сети».
В Минцифры напомнили, что систему планируется финансировать из нацпрограммы «Цифровая экономика», на что уже выделен бюджет Роскомнадзору, операторам не придется нести дополнительные затраты.
Эксперты отмечают, что можно предотвратить подмену номеров при международных звонках, если обязать подключаться к системе зарубежных операторов, и не принимать трафик от тех, кто откажется это сделать. Также было бы резонно ввести обмен информацией о мошенниках между операторами, однако законы о тайне связи и персональных данных запрещают такой обмен.