В пятницу столичное метро и мобильные операторы запустили проект «Мобильный билет» — проезд в подземке можно оплатить, прислонив к турникету телефон, оборудованный интерфейсом NFC и специальной SIM-картой. «Известия» внимательно ознакомились с внесенным в июле в Госдуму законопроектом правительства — он упрощает не только расчеты с корпоративных счетов мобильной связи, но и регламентирует процесс оплаты целого спектра услуг. В качестве примеров в пояснительной записке приводятся платежи в бюджет, в том числе штрафы и пени, а также парковка, проезд на общественном транспорте. Таким образом, мобильные счета все больше становятся похожими на банковские, и эксперты ожидают, что в будущем на мобильные счета распространят и аналогичные правила — в частности, о принудительном взыскании штрафов, алиментов, долгов за ЖКХ.
Законопроект правительства вносит поправки в законы «О связи» и «О национальной платежной системе». В пояснительной записке к законопроекту правительства отмечается, что действующий в законе порядок оплаты услуг является сложным и неудобным для граждан:
— Действующий процесс совершения платежей с мобильного телефона включает в себя несколько этапов: 1. Формируется распоряжение абонента на совершение
платежа. 2. Оператор связи предоставляет информацию о стоимости услуги, операторе ЭДС (электронных денежных средств), размере комиссии, дате и времени предоставления информации. 3. Абонент подтверждает свое согласие на передачу оператору ЭДС распоряжения, то есть использование сервиса по оплате услуги. 4. Происходит информирование абонента о списании средств, — говорится в пояснительной записке. — При периодической оплате услуги (например, проезд в метро) 2-й и 3-й этапы отнимают время и технологически усложняют процесс оказания услуги, хотя размер комиссии (вознаграждения) каждый раз одинаков. В среднем доля неуспешных транзакций составляет 29%, в том числе из-за отсутствия подтверждающего сообщения — 11%.
Исходя из новой схемы, в закон о национальной платежной системе вводятся виды услуг с постоянным размером вознаграждения, которые можно будет оплатить «в одно действие», получив лишь уведомление о списании денег. Это «услуги торговли, сервисные услуги, услуги по предоставлению парковок (парковочных мест), услуги по перевозке пассажиров и багажа» — но далее добавлены также «платежи, пени и штрафы в бюджет бюджетной системы РФ».
Можно отметить, что с 2014 года механизм оплаты штрафов ГИБДД действует в Москве. В случае нарушения правил дорожного движения, зафиксированных камерой фото- и видеофиксации или постовой службой, водителю, который подписался на сервис на столичном портале госуслуг, придет уведомление с требованием об уплате штрафа, а после этого — сообщение о возможности оплатить штраф с помощью SMS. В обратном тексте на номер 7377 необходимо указать номер полученного уникального кода.
По мнению правительства, принятие законопроекта будет стимулировать россиян чаще пользоваться «городскими мобильными сервисами, которые существенно облегчают процесс оплаты различных услуг, экономят время на совершение транзакций и повышают доступность госуслуг». В пояснительной записке подчеркивается, что новация будет положительно влиять на качество жизни граждан за счет использования современных телекоммуникационных технологий. Собственно, проект метрополитена «Мобильный билет» уже работает по этой схеме, говорит гендиректор аналитической компании TelecomDaily Денис Кусков.
— При оплате парковки (или иной услуги) гражданину надо отправить два SMS: первое с номером машины (или иной кодировкой для иной услуги; фактически это распоряжение на совершение платежа) и второе — с повторением присланного ему кода для авторизации платежа в качестве согласия с итоговой суммой списания со счета мобильного телефона, — подтверждают представители одного из мобильных операторов. — Законопроектом предлагается отменить лишние промежуточные SMS (с размером комиссии и кодом для авторизации) — в случае, если ранее абонент уже узнал про размер комиссии (когда, например, припарковался три дня назад и в первый раз с этого номера отправил запрос на оплату парковки, а оператор прислал ему общую сумму списания и размер комиссии). Эти лишние SMS становятся не нужными для однотипных повторяющихся транзакций.
— МЭР согласовал законопроект Кабмина, — заявила «Известиям» Елена Лашкина, помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева.
По ее словам, принятие законопроекта положительно скажется на осуществлении мобильных платежей и будет способствовать развитию рынка мобильной коммерции в целом.
— Когда речь идет о парковках и тем более штрафах, то преимущества упрощения действующего механизма не столь очевидны, — пессимистичен предправления организации защиты прав потребителей «Финпотребсоюз» Виктор Майданюк Майданюк. — Наличие в столице нескольких тарифных зон, а также появление парковок с разными ценами в зависимости от длительности стоянки автомобиля делают не всегда предсказуемым размер предстоящего платежа. Получение по SMS информации об общей стоимости услуги, комиссии позволяет автомобилисту принимать более взвешенное решение о необходимой продолжительности парковки. Оплата штрафов — это, во-первых, уже довольно крупные операции, которые нельзя отнести к регулярным и одинаковым по суммам. А во-вторых, штрафы — сфера частых разбирательств, апелляций, споров, что предполагает необходимость документальной фиксации всех этапов коммуникаций.
По мнению директора департамента аудита защищенности Digital Security Алексея Тюрина, если новация в итоге затронет только платежи, относящиеся к фиксированному перечню государственных или связанных с государством поставщиков услуг, то серьезных рисков в ходе ее реализации не возникнет, так как злоумышленники не смогут вывести деньги именно на свои счета.
При упрощении платежей с мобильных счетов становится очевиднее конкуренция мобильных операторов с банками. Директор департамента розничного бизнеса «Локо-банка» Наталья Пшеничкина считает, что гражданам гораздо удобнее оплачивать парковку, проезд в общественном транспорте, штрафы через мобильные приложения, разработанные банками.
— И населению, и банкам выгоден этот механизм: транзакции проходят оперативно, комиссии за них получают банки, а в случае если человек пользуется механизмом оплаты услуг с помощью SMS, зарабатывают сотовые операторы, — говорит Пшеничкина. — По сравнению с приложениями банков, у механизма оплаты услуг с помощью SMS есть существенный недостаток: часто происходят технические сбои при отправке/получении сообщений, почти треть операций не проходят. Часто у сотовых операторов ломаются вышки, из-за чего абоненты оказываются «вне зоны доступа» и механизм оплаты услуг через SMS оказывается им недоступен. Сервисы банков работают стабильнее.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что прогресс в развитии мобильных платежей приведет к тому, что неоплаченные штрафы и налоги будут списывать с мобильного счета так же, как в настоящее время банк может списать со счета физлица (например, с депозита) штрафы и налоги по исполнительному листу судебного пристава — по закону «Об исполнительном производстве». С начала 2014 года по решению суда денежные средства были сняты у 560 тыс. должников за услуги ЖКХ, неплательщиков алиментов и других, являющихся пользователями Сбербанка. Управление Федеральной службы судебных приставов (УФССП) России по Москве планировало до конца 2015 года начать подобное сотрудничество с ВТБ, Россельхозбанком, Банком Москвы и еще 30 банками, чтобы и с их счетов списывать долги неплательщиков в электронном виде.
Анастасия Алексеевских