Минкомсвязь опубликовала для общественного обсуждения проекты нормативных актов, которые призваны обеспечить реализацию вступающих в силу 1 августа поправок в законе «Об информации…». Закон фактически приравнивает блогеров, то есть владельцев сайтов с ежедневной аудиторией более 3 тыс. пользователей, к СМИ. Кроме того, закон обязывает «организаторов распространения информации» в интернете хранить в течение полугода все сведения о пользователях и о «фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки» информации. Исключение тут сделано для физических лиц, которые распространяют информацию в интернете «для личных, семейных и домашних нужд». Перечень таких нужд и предлагает утвердить Минкомсвязь.
В подготовленном проекте подзаконного акта министерство указывает семь вариантов «личных, семейных и домашних нужд». Например, это «потребности, связанные с организацией досуга и воспитания детей». При этом есть примечание: все перечисленные в проекте документа «потребности» уже не относятся к личным, семейным и домашним нуждам, «если при их удовлетворении осуществляется общественная или общественно-политическая деятельность». Этим примечанием практически все перечеркивается, отмечает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Ирина Левова.
Из опубликованного проекта понять, что такое общественная и общественно-политическая деятельность, невозможно, констатирует юрист и активист Пиратской партии России Сергей Дарбинян. В пресс-службе Минкомсвязи не смогли пояснить, что подразумевается под общественной и общественно-политической деятельностью.
Председатель межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Агора» Павел Чиков напоминает, что в российском законодательстве понятие политической деятельности прописано не слишком четко, хотя его дополнительно пояснил Конституционный суд в своем постановлении от 8 апреля 2014 года. В этом документе появляется строчка о «политической деятельности» с целью «повлиять на госвласть и ее решения». Но понятий общественной и общественно-политической деятельности, по словам Чикова, в законодательстве нет.
Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский пояснил РБК, что «организаторами распространения информации» в интернете являются не только популярные социальные платформы, в частности, «ВКонтакте» или LiveJournal.com, но и автономные блоги, если на этих площадках предусмотрены функции обмена информацией между пользователями — комментарии, форумы и пр. Таким образом, «организаторами распространения информации» в сети являются, к примеру, такие ресурсы, как «Спутник и погром» (sputnikipogrom.com), сайт Алексея Навального (navalny.com), «Перзидент Роисси» (kermlinrussia.com), сайт Николая Старикова (nstarikov.ru) и т.д.
Авторы блога «Перзидент Роисси», выросшего из аккаунта в Twitter, уверены, что их деятельность будет классифицирована как общественно-политическая. «Лично для меня сложно будет разделять личные и общественно-политические нужды. Потому что, когда я несколько лет назад начинал этот проект, я понял, что все эти политические вещи сильно влияют на мою частную жизнь», — заявил РБК Арсений Бобровский. А ведущий блога на собственном домене публицист Николай Стариков готов изучить закон, чтобы как законопослушный гражданин следовать ему: «Мой блог посвящен вопросам экономики и политики, поэтому если в законе идет речь о распространении общественно-политической информации, я абсолютно уверен, что я под действие этого закона подпадаю».
Другой проект документа, подготовленный Минкомсвязью, уточняет, какие именно данные должны хранить «организаторы распространения информации» в интернете. Это, в частности, сведения о пользователе: его регистрационные данные, сетевой адрес и так называемый идентификатор пользователя в коммуникационном интернет-сервисе. «Скорее всего, речь идет о логине, но не о пароле. — пояснил РБК специалист по безопасности в сети Алексей Лукацкий. Кроме того, сайт должен хранить информацию, внесенную при регистрации пользователя, обо всех фактах его авторизации, об оказании платных услуг и пр.
Поскольку нужно хранить не только регистрационные данные, но и все действия пользователей, сайтам придется платить за серверы больших объемов, подчеркивает Лукацкий. Точные цены он назвать не готов — все зависит от количества пользователей и, следовательно, объема данных. Автономные блоги, по словам эксперта, могут загрузить информацию на внешние системы в облаках, которые стоят относительно небольшие деньги — порядка нескольких сотен долларов в месяц.
Дарья Луганская, Катерина Китаева