О том, что Минцифры вместе с АНО «Цифровая экономика» разработали проект мер поддержки развития открытого программного обеспечения и открытой архитектуры (OS и OA), РБК рассказал один из участников рынка. Среди предложений:
Предложения в таких формулировках обсуждались в конце июля на заседании рабочей группы по направлению «Открытое программное обеспечение и микроэлектроника» под руководством члена совета директоров ООО «Центр развития перспективных технологий» Александра Галицкого, подтвердили несколько собеседников РБК, близких к участникам этой группы.
Замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин сообщил РБК, что экспертное сообщество сейчас ведет разработку стратегии по развитию Open Source в России. «Скоро проект стратегии будет доступен для широкого обсуждения, а затем представлен на Russia Open Source Summit, который состоится 1 октября в рамках финала международного чемпионата мира по программированию ICPC (Международная студенческая олимпиада по программированию. — РБК)», — отметил Паршин. РБК направил запрос представителю АНО «Цифровая экономика».
По словам собеседников РБК, на том же заседании рабочей группы свои предложения по развитию OS и OA представил ВЭБ.РФ и находящиеся под его управлением институты развития. В числе их предложений:
Представитель ВЭБ.РФ сообщил, что совместно с профильными министерствами и АНО «Цифровая экономика» они прорабатывают различные предложения, но окончательных решений пока не принято.
Директор центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух отметил, что усиление внимания к открытому ПО началось давно, а над стратегией сейчас «работает вся отрасль». «Обсуждавшиеся в конце июля положения — это ранние наброски. По моему мнению, речь не идет о приравнивании открытого ПО к российскому. Мы как центр компетенций, да и, думаю, вся отрасль будем против такого решения», — говорит он. Массух напомнил, что зачастую свободное ПО размещается в зарубежных репозиториях (хранилищах), встает вопрос прав на этот софт. «Безусловно, в нишевых зонах, где нет отечественных аналогов, можно использовать и свободное, и даже закрытое ПО, — указал Массух. — Но чтобы получить те же права, что и российское ПО, свободный софт должен разрабатываться российской компанией, базироваться в отечественном репозитории, не иметь принудительных обновлений из-за рубежа, иметь техническую поддержку здесь и т.п.».
Председатель совета директоров «Базальт СПО» (разработчик отечественных операционных систем на базе Linux) Алексей Смирнов считает, что правильнее было бы поддерживать усиление роли российских разработчиков в ключевых международных проектах свободного ПО. По его мнению, если выбирать между отечественным проприетарным решением и отечественным свободным ПО, то второй вариант позволяет снизить зависимость от поставщика, привлечь к развитию и поддержке продукта сторонние компании.
В то же время Алексей Смирнов указал, что в реестре отечественного ПО уже есть несколько решений, созданных на базе открытого ПО, которые вызывают критику со стороны разработчиков и свободного, и проприетарного софта, которые несли большие расходы на создание собственного решения, а получили те же возможности, что и компании, ограничившиеся лишь сменой дизайна чужих продуктов. В середине июня Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» просила Минцифры, Минпромторг и Центр компетенций по импортозамещению ужесточить процедуру включения софта в реестр отечественного, писал «Коммерсантъ». Организация указывала на пример включения в реестр продуктов компании «Алми Партнер», которые по мнению представителя АРПП, являются минимально переработанными открытыми решениями OpenSuse и LibreOffice, «в которых заменены иконки и названия приложений». В самой «Алми Партнер» говорили, что обращение ассоциации инициировано разработчиком конкурирующего продукта, который был включен в реестр ранее.
Анна Балашова