Игроки телеком-индустрии на расширенном круглом столе в Торгово-промышленной палате (ТПП РФ) под председательством главы Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики Николая Комлева обсудили проект концепции развития телерадиовещания на ближайшие годы. По мнению представителей операторского бизнеса, текущая редакция документа требует существенной доработки, учета развития технологий и сложившихся бизнес-практик, обеспечивающих интересы общества и государства.
Генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Александр Широких рассказал корреспонденту ComNews, что концепцию разрабатывает рабочая группа при Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания (ее председатель - министр юстиции РФ Константин Чуйченко - прим. ComNews). "НАТ является членом рабочей группы по написанию Концепции развития телерадиовещания 2025 г. Очень надеемся, что в следующем году ее удастся финализировать. Пандемический год и вообще новые реалии телерадиовещания, уверен, будут отражены в новых правках в документ", - сообщил он. На вопрос корреспондента ComNews от том, что именно в концепции требует проработки, он ответил, что это будет обсуждаться на ближайших заседаниях рабочей группы. "Документ конфиденциальный и существует только в рабочей версии", - добавил он.
По словам Николая Комлева, создание основополагающей для всей отрасли концепции предполагает привлечение широкого круга участников. Кроме того, она нуждается в регулярной актуализации, поскольку изменения на рынке в период ускоренной цифровизации экономики происходят в форсированном режиме. Николай Комлев отметил, что некоторые предложенные решения вызывают категорическое несогласие у операторов: например, концепция предполагает создание единого поставщика ПО, что нарушает рыночные принципы, поскольку участник рынка, выступая в качестве единого поставщика, получает абсолютный приоритет. "Кроме того, такая модель предполагает полную монополизацию услуг по распространению видеоконтента, что ведет к риску снижения качества вещания даже при минимальных сбоях в передаче сигнала", - подчеркнул он.
Директор департамента по развитию медийных информационных систем ПАО "ВымпелКом" Олег Караджи добавил, что любые проблемы внутри инфраструктуры или в ПО будут приводить к глобальным авариям, которые затронут население всей страны.
"Согласно представленному проекту концепции предусматривается монополизация системы измерений распространения видео-контента в сети интернет. На сегодня владельцы аудиовизуальных сервисов используют собственные эффективные системы измерения, и их данные могут использоваться другими участниками рынка на существующих правовых условиях. Централизация измерений представляется избыточной и ограничит развитие распространения контента в сети интернет", - подчеркнула руководитель проектов ПАО "МТС" Ольга Ланеева.
По мнению председателя совета Фонда развития цифровой экономики Германа Клименко, централизация на рынке вещания приведет к потере конкурентности рынка. "Многие операторы уже заложили риски от такой централизации, приостановив целый ряд проектов по развитию собственного бизнеса, и отрасли в том числе. Телеком развивается по своим законам, и не надо разворачивать реки вспять – говорит Герман Клименко. - Режим "одного окна" и обязательства операторов работать только через единого поставщика в итоге приведут к росту затрат на поддержание ТВ со стороны государства. В то время как оставшиеся за пределами гособеспечения проекты окончательно перейдут в интернет-среду".
Пресс-служба ПАО "Ростелеком" сказала корреспонденту ComNews, что оператор принимает участие в обсуждении данной темы на отраслевых и экспертных площадках, включая Медиакоммуникационный союз. "Рассчитываем, что заинтересованным сторонам удастся найти компромиссное решение", - добавила пресс-служба "Ростелекома".
В АО "ЭР-Телеком холдинг" отметили, что в стратегии недостаточно проработана проблематика развития инфраструктуры, тогда как внедрение цифрового телевидения в интернет-пространстве стремится к показателям эфирного вещания. "Операторы ежегодно инвестируют в инфраструктурные проекты 10-20% от выручки, развитие инфраструктуры важно учитывать при формировании стратегических документов", - констатировал руководитель по взаимодействию с органами государственной власти "ЭР-Телекома" Максим Фаязов.
Эксперты сошлись во мнении, что представленная редакция концепции в большей степени учитывает интересы вещателей и не рассматривает важнейшие процессы для операторов. Так, руководитель по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти ПАО "МегаФон" Никита Данилов акцентировал внимание на создании принципа единой версии ТВ-каналов во всех средах, вне зависимости от типа устройства и среды распространения контента. "В новых средах, в том числе ОТТ, видеоконтент должен транслироваться в неизменном виде, полностью повторяя эфирную версию. Это выгодно и гражданам, которые получают единую версию телеканалов вне зависимости от используемого для просмотра оборудования, и операторам связи, так как это дает им дополнительную возможность развития современных ОТТ-сервисов. Не менее выгодно это вещателям и рекламодателям: аудитория увеличивается за счет новых сред, появляется возможность монетизации таргетированной рекламы в ОТТ", - прокомментировал Никита Данилов.
О новой концепции развития телерадиовещания до 2025 г. в январе 2020г. впервые стало известно на открытии выставки CSTB-2020. Заместитель гендиректора по контентной политике НАО "Национальная спутниковая компания" ("Триколор") Николай Орлов заявил со сцены, что правительственная комиссия по развитию телерадиовещания сформировала некую рабочую группу, состав которой доподлинно неизвестен, и что эту группу координирует "Национальная Медиа Группа" (НМГ).
Текущая редакция стратегии предполагает дотации для мультиплексов - пакета цифровых телевизионных каналов, которые оператор обязан на бесплатной основе предоставлять населению. "Первый мультиплекс обеспечивает население всей необходимой социально-политической информацией, тогда как второй мультиплекс изначально создавался и продолжает работать как развлекательное телевидение. При создании второго мультиплекса предполагалось, что расходы, связанные с эфирным вещанием, будут покрыты за счет средств самих вещателей. Но на практике государство ежегодно выделяет миллиарды на финансирование этого пакета каналов. Отсюда возникает вопрос целесообразности создания и финансирования третьего мультиплекса, который также включен в концепцию, - отметил руководитель блока по работе с органами государственной власти НАО "Национальная спутниковая компания" (торговая марка "Триколор") Владислав Лузгин. - Государство будет вынуждено ежегодно дополнительно выделять миллиарды рублей на поддержку телеканалов третьего мультиплекса. Огромные расходы также понесут операторы".
Российский вещательный рынок уже пять лет живет вообще без концепции развития. Предыдущий документ - Концепция развития рынка услуг связи в области телерадиовещания в Российской Федерации на период до 2010 года и в перспективе до 2015 года - был утвержден правительственным постановлением 2 сентября 2003 г. Из той концепции возникла федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на период 2009-2015 гг.". Позднее срок действия этой ФЦП был перенесен до конца 2018 г. - из-за того, что участники рынка наземного эфирного вещания не успевали перевести его с аналоговых технологий на цифровые. Но с 2019 г. российский рынок ТВ- и радиовещания живет без концепций и ФЦП.
ИКТ-отрасль в России знает примеры проектов концепций развития рынка, которые так и не смогли стать официальным документом. Так, еще в 2015 г. Федеральное агентство связи (Россвязь) разработала проект Концепции целевой программы по развитию орбитальной группировки спутников связи на 2017-2025 гг. Из года в год руководители Россвязи обещали, что "вот-вот" этот документ будет финализирован, однако это не сделано до сих пор. С учетом того, что в 2021 г. Россвязь (вместе с другим федеральным агентством - Роспечать) будет ликвидирована, скорее всего создание такой концепции так и останется идеей.
Юлия Мельникова