Ozon.ru намеревается привлечь несколько сотен миллионов долларов, рассказал “Ъ” источник в инвестиционном сообществе и подтвердил собеседник, близкий к акционерам ритейлера. По словам последнего, планируется привлечь более $200 млн, процесс поиска инвесторов запущен недавно, его ведет Morgan Stanley. Дополнительные инвестиции будут привлекаться в 2019 году, скорее всего, несколькими траншами, сообщил “Ъ” гендиректор Ozon.ru Александр Шульгин: «Это могут быть деньги текущих акционеров либо средства внешнего игрока или фонда». Инвестиции пойдут на развитие IT-направления и цепи поставок в компании, тандем которых необходим для «перспективного крупного игрока e-commerce», отметил господин Шульгин.
В марте 2018 года Ozon.ru уже объявил о привлечении $80 млн за счет допэмиссии акций, преимущественно от нынешних инвесторов — фондов Baring Vostok и МТС. Ранее, в 2014 году, Ozon привлек рекордные на тот момент для российского рынка e-commerce $150 млн, которые пополам вложили АФК «Система» и МТС. В ходе последнего инвестиционного раунда компания оценивалась в $814,2 млн, в 2014 году — в $694,5 млн.
«Фонды Baring Vostok продолжат активно поддерживать Ozon.ru в его развитии»,— заявил вчера партнер Baring Vostok Capital Partners Дмитрий Каменский, добавив, что инвесткомпания ожидает «ускоренного роста выручки и рыночной доли» ритейлера. Представитель МТС отказался комментировать инвестиционные планы, уточнив, что сейчас доля оператора в Ozon.ru составляет 18,69%. В инвестфонде АФК «Система» Sistema Venture Capital отказались от комментариев. В Morgan Stanley к моменту публикации материала не ответили на запрос.
По оценке аналитиков Morgan Stanley, по итогам 2018 года объем рынка e-commerce в России составит 1,3 трлн руб., а к 2022 году возрастет почти до 3 трлн руб. Доля Ozon.ru на рынке в этом году cоставит 5%, а через четыре года вырастет до 9%, говорится в прогнозе. «Мы полагаем, что доминирующим игроком может стать либо "Яндекс", либо Mail.Ru Group, учитывая объем капитала, который они планируют инвестировать в рынок. Хотя мы не сбрасываем со счетов и другие частные компании, например Ozon.ru»,— говорится в исследовании Morgan Stanley.
Александр Шульгин ожидает, что в ближайшие три-четыре года рынок онлайн-торговли в России вырастет втрое, отмечая, что сейчас ему не хватает фулфилмент-площадей. «В 2019 году мы увеличим свою логистическую инфраструктуру в 2,5 раза. К 2023 году ее нужно будет нарастить в десять раз»,— отметил он.
Ozon.ru начал искать дополнительные инвестиции в качестве ответа на запуск совместного предприятия Сбербанка и «Яндекса» на базе «Яндекс.Маркета», а также планов Российского фонда прямых инвестиций, Alibaba Group, «МегаФона» и Mail.Ru Group по созданию совместного бизнеса в сфере электронной коммерции, полагает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Одним из приоритетов для инвестиций в последнее СП должна стать логистика — склады и доставка, а значит, можно предположить, что Ozon.ru для усиления своей позиции тоже хочет развивать это направление, отмечает он. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров также видит ограничения для Ozon.ru в существующей логистической инфраструктуре и допускает, что ритейлер сосредоточится на этом направлении. «Также важным направлением для инвестиций являются IT-инфраструктура и расширение штата разработчиков»,— добавляет эксперт.
Владислав Новый, Дмитрий Шестоперов