Операторы "МТС" и "МегаФон" в прошлом году установили оборудование на паромах "Принцесса Мария" и "Принцесса Анастасия" (ходят из Петербурга в страны Балтийского моря), чтобы обеспечить пассажирам бесперебойную связь. Оборудование транслирует сигнал со спутника. Ранее связь была доступна, только когда паром оказывался в зоне действия какой-либо береговой базовой станции. МТС сообщали о новой услуге в июле 2011 года, "МегаФон" - в декабре. Со временем выяснилось, что она доставляет пользователям не только удобства.
На паромах действуют специальные тарифы - существенно выше обычных. Это можно понять, учитывая затраты на особый способ организации связи. Сведения об этих тарифах для абонентов МТС указаны на сайте оператора - 8,9 руб./мин за входящие и за исходящие в Россию.
Сведения о тарифах на борту парома на сайте "МегаФона" недоступны (по состоянию на утро 23 мая). При этом абоненты "МегаФона" стали попадать под действие этих тарифов еще во время стоянки судна в петербургском порту, хотя на сайте оператора четко указано, что "услуги связи по указанным выше тарифам доступны после отхода круизных лайнеров от порта на 2 мили". На это пожаловался сотрудник парома "Принцесса Мария" - абонент "МегаФона". В распоряжении "ДП" есть распечатка его телефонных разговоров за апрель. Из нее видно, что вызовы оценивались по спецтарифу еще в то время, когда судно стояло в порту. По словам собеседника "ДП", эта проблема коснулась не только его: делегаты от персонала обращались и в дирекцию паромной компании, и в офисы операторов, но нигде четких объяснений не получили.
Генеральный директор ООО "Ст. Питер Лайн Рус" (паромная компания) Игорь Глухов полагает, что причиной досрочного включения роумингового оборудования мог стать технический сбой, который возник в результате тестирования оборудования. "Мы, паромная компания, не несем ответственности за деятельность сотовых операторов, - подчеркивает он, - они арендуют у нас помещения для своего оборудования, и мы к нему и его работе не имеем никакого отношения".
В "МегаФоне" тоже придерживаются версии неполадок на оборудовании: "Это не злой умысел. Может, случился технический сбой, велись профилактические работы. Если роуминг включился на борту до отплытия, это неправильно".
В компании добавляют, что оборудование на пароме обычно включается автоматически, но также может регулироваться вручную. Отраслевые эксперты считают, что, скорее всего, система некорректно определяла положение судна, тогда оборудование могло работать в режиме нон-стоп. В любом случае странно, говорят они, что об услуге было объявлено в декабре, а в апреле уже понадобилась профилактика. Эксперты допускают, что подобные случаи могли происходить и у другого оператора. В МТС уверяют, что их оборудование автоматически включается через 30-40 минут после отплытия судна.
Партнер юридической фирмы "Дювернуа Лигал" Игорь Гущев говорит, что предъявлять претензии в описанном случае будет сложно, ведь паромы зарегистрированы на Мальте. Впрочем, есть противоречие. В иностранных портах российские операторы обязаны отключать оборудование на паромах. Так, в финском порту российский абонент находится в финском роуминге, в шведском порту - в шведском, а в российском порту - не в своей домашней сети, а в "мальтийской".
Наталья Ковтун, Александр Сологуб, Жанна Журавлева