Аналитическая компания Mediascope провела исследование востребованности электронных расчетов у граждан (есть в распоряжении “Ъ”). Согласно документу, самыми популярными способами оплаты в интернете остаются банковские карты (ими пользовались 88,9% респондентов по сравнению с 79,2% в 2017 году), интернет-банки (рост с 80,1% до 87,2%) и электронные деньги (рост с 57,8% до 71%).
С помощью этих каналов россияне стали чаще платить абсолютно во всех категориях — за мобильную связь, коммунальные услуги, кредиты и штрафы, покупки в интернет-магазинах. Единственным исключением стал сегмент денежных переводов через интернет-банки. Процент респондентов использующих этот способ, сократился по сравнению с 2017 годом с 54,6% до 48,8%.
Объяснить динамику можно развитием альтернативных каналов передачи средств. Часть крупных банков разработала и внедрила собственные сервисы моментальных карточных переводов, действующие отдельно от интернет-банка, говорит начальник отдела по развитию бизнеса Бинбанка Филипп Петров. «Такие сервисы позволяют совершать переводы между картами любых российских банков, не требуют авторизации, у них, как правило, более простой интерфейс и выгодный по сравнению с интернет-банком тариф,— поясняет он.— Кроме того, в последнее время на рынке появилось множество небанковских агрегаторов онлайн-переводов, демпингующих на тарифах». Такие игроки, по его словам, предоставляют небольшим банкам полностью готовый сервис карточных переводов, позволяя им сэкономить на создании своего решения.
Исследование Mediascope подтверждает это предположение. Популярность денежных переводов с помощью карт показала хоть и незначительный (по сравнению с другими категориями платежей), но рост — с 22,8% в 2017 году до 23,5% в 2018 году. Выросла популярность и переводов с помощью электронных денег (с 21,8% до 24,2%). Более того, по популярности такие платежные сервисы, как «Яндекс.Деньги» (им пользовались 48,5% респондентов), WebMoney (38,9%), PayPal (38,6%) уступают лишь «Сбербанку Онлайн» (81,7%).
Однако развитие альтернативных каналов — не единственная причина сокращения востребованности интернет-банков для переводов. Тенденцию можно объяснить и «ужесточением контроля со стороны налоговых органов за такими операциями», отмечает начальник управления развития дистанционного банковского обслуживания МКБ Алексей Курзяков.
Денежные переводы часто используют предприниматели при расчете с клиентами. Согласно Налоговому кодексу банки обязаны сообщать налоговикам обо всех открытых счетах, а при получении запросов — сообщать об остатках и оборотах. При этом представители ФНС в своих письмах заявляли, что хотели бы получать доступ к информации о движении средств по счетам граждан и вне рамок проверок. Кроме того, уже утвержден документ, который позволит чиновникам запрашивать у банков более детальную информацию о движении по счетам налогоплательщиков. В таких условиях, отмечает Алексей Курзяков, частные предприятия, «скорее всего, предпочитают отказываться от приема денежных переводов как оплаты за товар». Другой банкир отмечает, что дополнительно ситуацию разогревает «множество сообщений в СМИ и соцсетях о блокировке или налогообложении денежных переводов через интернет-банки» — даже в тех случаях, когда информация оказывается ложной.
Виталий Солдатских, Вероника Горячева