Таксомоторные компании, входящие в некоммерческое партнерство «Петербургское такси» (более 30 фирм), с 23 января прекратили принимать заказы через один из самых популярных в городе сервисов в области перевозок — «Яндекс.такси». Поводом послужило недовольство «Петербургского такси» политикой «Яндекса», которая выражается в подключении к своему сервису «нелегальных перевозчиков».
Как стало известно «Фонтанке», руководитель сервиса «Яндекс.такси» Лев Волож, сын основателя поисковой системы Аркадия Воложа, 16 января прислал в НП «Петербургское такси» уведомление, в котором говорится о намерении «Яндекса» подключить к своей системе новых перевозчиков без согласования с «Петербургским такси». До сих пор, по договоренности между НП и «Яндексом», привлечение новых таксопарков производилось только после согласования с петербургскими «официальными» таксистами.
В четверг, 23 января, «Яндекс» подключил шесть новых перевозчиков, в результате чего члены «Петербургского такси» отказались от использования сервиса, сообщил «Фонтанке» руководитель партнерства Александр Холодов. «Сегодня мы провели эксперимент и специально вызывали машины через "Яндекс". В результате зафиксировали 35 автомобилей, не имеющих лицензию на перевозки. То есть, по сути, это нелегальные перевозчики, которые не выполняют контроль за техническим состоянием, не проводят медосмотр водителей, что противоречит нашим внутренним требованиям о безопасности», — сказал он.
«Поэтому или "Яндекс" соблюдает наши внутренние требования о безопасности, или работает уже без нас. Без крупнейших предприятий сервис обречен на провал. "Яндекс" говорит, что найдется всё, но с сегодняшнего дня уже далеко не всё находится. Мы готовы вернуться только при условии соблюдения требований по качеству. Работать бок о бок с нелегалами мы не хотим», — сказал Холодов.
Среднее количество доступных для вызова такси в сервисе «Яндекса» сейчас составляет 76 автомобилей. В обычные дни эта цифра достигала 800-1000 машин. Среди доступных перевозчиков — «Ростакси», «Другое такси», «Пантера», «Народное такси», «Возрождение», «Русь». По мнению членов «Петербургского такси», в большинстве своем это московские диспетчерские службы, которые пытаются выйти на питерский рынок.
Членами «Петербургского такси» являются компании 068, 6000000, 7771777, такси «КЭБ», «Женское такси» и еще около 30 фирм. Общее количество машин, относящихся к членам НП и доступных в сервисе «Яндекса» в дневное время, обычно составляло 800-900.
Информацию о прекращении использования «Яндекс.такси» подтвердили руководители таксопарков, входящих в «Петербургское такси». Алексей Эвентов, глава «6000000», которое имеет 380 своих и 300 привлеченных автомобилей, поделился подробностями эксперимента, который сегодня проводили перевозчики: «Приезжают ведра с непонятными товарищами. На одном ушатанный китаец, на машине надпись «оформление шарами». Вторая машина — «Форд Фиеста» — со всех сторон мятая, за рулем парень в пуховике красном».
Виктор Соловьев, руководитель «068» (130 своих плюс 450 привлеченных авто), заявил, что в результате его эксперимента на вызов прибыл автомобиль без лицензии и опознавательных знаков. Водитель говорит, что 10 дней назад увидел объявление в Интернете, заполнил анкету, скачал приложение и вышел на работу.
«Если в ближайшее время "Яндекс" не изменит свою позицию, мы будем вынуждены полностью прекратить сотрудничество. Будем либо сотрудничать с другими сервисами, либо запустим собственное приложение от "Петербургского такси". Такая техническая возможность уже есть», — отметил он. Среди сервисов, аналогичных «Яндекс.такси», можно назвать Wheely, созданное сыном экс-губернатора Пермского края Антоном Чиркуновым, и GetTаxi.
В компании «Яндекс» претензии перевозчиков не признают. Во-первых, все автомобили, подключенные к сервису, имеют лицензию, говорят в компании. Во-вторых, «Яндекс» работает только с юрлицами, официальными службами такси.
«Сервис "Яндекс.такси" задуман как способ решить проблему долгих поисков и ожидания официального такси. Низкая скорость подачи и частое отсутствие свободных машин – основное слабое место легальных такси по сравнению с "бомбилами". Идея проста — объединить как можно больше машин в единую систему распределения заказов, а потом находить свободный автомобиль поблизости от клиента. Поэтому мы изначально планировали постепенно подключать новые таксопарки к нашей системе».
Аналогичная ситуация была в Москве, говорят в «Яндексе». Компания начинала с восьми таксопарков с 1 тыс. машин, теперь к системе подключены около 200 перевозчиков и 20 тыс. автомобилей. «Благодаря этому нам удалось сократить среднее время подачи с 30 до 7 минут. Сейчас через "Яндекс.Такси" успешно завершается более 100 тысяч столичных заказов в неделю», — отметили в компании.
Соглашение между «Яндексом» и «Петербургским такси» действительно предусматривает согласование кандидатур новых перевозчиков с некоммерческим партнерством. Однако в то же время оно допускает подключение сторонних таксопарков безо всяких согласований, в случае, если члены «Петербургского такси» не справляются с объемом заказов. «Ситуация сейчас такова, что подключение новых партнеров не только не противоречит условиям соглашения, но и прямо из него следует», — отметили в «Яндексе».
По данным «Фонтанки», претензии «Яндекса» к «Петербургскому такси» были и раньше. Партнерство ранее предупреждали о том, что его члены не справляются с потоком заказов. Поэтому подключение новых перевозчиков к «Яндекс.такси» для IT-компании является логичным.
В ответ на эти доводы Александр Холодов заявил «Фонтанке», что «Петербургское такси» никогда не было против подключения новых перевозчиков. В партнерстве образовалась даже некая очередь таких таксопарков, однако «Яндекс», по мнению Холодова, «по техническим причинам или сознательно — этого не сделал, чтобы потом обвинить нас в ухудшении показателей».
Александр Аликин