Сессия «Инновации как инструмент конкуренции», модератором которой выступил председатель СОБА Алексей Семенов, собрала представителей ИТ-стартапов, телеком-операторов и инвесторов.
Алексей Семенов, председатель Союза организаций бизнес-ангелов СОБА
Вступительная речь руководителя отдела маркетинга передовых технологий ИППТ СПбПУ, генерального директора Martal SPb Игоря Рождественского была посвящена методике открытых инноваций и преодолению барьеров, препятствующих их развитию в России. По словам спикера, открытые инновации в западной промышленности возникли на фоне жесткой конкурентной борьбы (в том числе и технологической) — как новый взгляд на рынок и новая схема взаимоотношений от возникновения бизнес-идеи до ее реализации.
Традиционно разработкой новых решений занимались НИОКР непосредственно при коммерческих предприятиях. При этом ранняя стадия разработки продукта для их бюджета оказывалась самой затратной из-за высокого процента неудач. Суть открытых инноваций — в отказе от разработки идеи с ранних стадий непосредственно в лабораториях компаний и заимствование их на инвестиционных принципах у сторонних разработчиков: вузов, независимых лабораторий, исследовательских центров, конструкторских бюро, стартапов. Одной из первых компаний, которые начали проповедовать этот принцип, стала Procter&Gamble. Яркий пример из области ИТ — компания Cisco.
Преимущество описанной схемы состоит в том, что компания, объявив конкурс, получает возможность выбрать лучший проект из многих — затратив при этом столько же денег, сколько она бы вложила в одно исследование собственного НИОКР. «Любая открытая система всегда больше любой закрытой. То есть, если вы действительно хотите получить передовую технологию, бесполезно ее искать в университетах какой-то одной страны: ее надо искать в мировом масштабе сразу. Иначе она будет не самой лучшей, а всего лишь максимально лучшей на данной территории», — сказал Игорь Рождественский.
Руководитель отдела маркетинга передовых технологий ИППТ СПбПУ Игорь Рождественский
В России, однако же, идея открытых инноваций встречает сильное сопротивление, и в первую очередь — со стороны руководителей институтов и НИОКР компаний. В самих же компаниях нет выстроенных систем управления инновациями: нет понимания — с помощью каких бизнес-процессов можно заимствовать и внедрять эти разработки. Другой барьер возникает со стороны самих проектов: стартап чаще всего не обладает достаточным для внедрения уровнем готовности технологий. За рубежом ядро открытых инноваций составляют люди, имеющие большой опыт в индустрии и точно знающие, чего не хватает на рынке, что нужно производить и кому продавать. В России этого слоя практически нет, к примеру, в машиностроении и энергетике. В области софта ситуация немного лучше, так как эти проекты не требуют «материального воплощения».
Обозначенная проблема может быть решена с помощью разного рода посредников: например, инжиниринговых центров, где разработка доводится до нужного уровня готовности. «Единственная сущность, которая заслуживает вложения, развития и продвижения, — это человек, носитель знания. Остальные вещи — вспомогательные. С этой точки зрения открытые инновации — это расширение круга общения» — резюмировал спикер.
Дальнейшая работа сессии заключалась в представлении стартап-проектов, так или иначе релевантных телеком-отрасли:
VoxImplant от компании Zingaya — облачная платформа для разработчиков коммуникационных и телефонных сервисов, при помощи которой компания может организовать у себя любую телефонию на основе языка Javascript. Для этого потребуется только веб-программист. Решение призвано, в частности, повысить продажи и разгрузить колл-центр.
GBooking — система онлайн-записи и управления бизнесом. Клиенту она позволяет найти желаемую услугу или сервис и записаться на прием, а компании — оптимизировать бизнес благодаря аналитическим функциям (журнал администратора) и инструментам обратной связи.
Представители стартап-проектов
Smart Wi-Fi — программный комплекс, который помогает реализовать удобный механизм требуемой законодательством идентификации пользователей в сети Wi-Fi. Предлагаются различные способы идентификации: по SMS, через звонок (Caller ID), дополнительно — через социальные сети (SMM).
Компания NFWare, занимающаяся виртуализацией сетевого оборудования, представила два решения: Virtual Carrier Grade NAT для распределения одного IP-адреса между несколькими абонентами при помощи виртуальных серверов (результат — расширение использования адресного пространства протокола IPv4, плавный переход к IPv6, снижение капитальных и операционных затрат, повышение производительности) и vLoad Balancer для балансировки трафика.
PAY2U — платформа для предоставления сервиса геолокации внутри и вне помещения. Отличие данного продукта от решений конкурентов в том, что со стороны пользователя его использование не сажает аккумулятор телефона, а со стороны организации — не требуется установка аппаратного оборудования. Сервис может оказаться интересен всем организациям, которые используют мобильные приложения для коммуникации с пользователями: ритейлерам, банкам и т. д.
Orience — компания, занимающаяся разработкой инновационных решений по навигации для незрячих. Сегодня это GPS/GLONASS навигатор OrNavi, оснащенный генератором речи и максимально подробной картой (важно, что при этом не нужно интернет-соединение), и камера OrCV, закрепляемая на голове человека и собирающая информацию об окружающих объектах (включая распознавание денежных купюр, QR-кодов и многое другое).
Данные решения были представлены также на выставке, расположенной в здании Центра импортозамещения и локализации.
Напомним, что взаимоотношению стартапов с инвесторами был посвящен также круглый стол в рамках VIII Петербургского международного инновационного форума в октябре 2015 года.