Первая в Европе. Радиосвязь MOTOTRBO Connect Plus запущена в «Водоканале Санкт-Петербурга»

На объектах ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» запущена цифровая система радиосвязи MOTOTRBO Connect Plus производства Motorola Solutions. Система, построенная дочерней компанией ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» – ОАО «СПб РКК», стала первым коммерческим проектом MOTOTRBO Connect Plus в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). Он реализован совместно с партнером Motorola компанией «Сага Телеком», выполнившей функции поставщика оборудования и системного интегратора. Инвестиции в проект превысили 50 млн рублей.

Перед официальным запуском системы состоялась пресс-конференция, на которой первым взял слово генеральный директор ОАО «Санкт-Петербургская радиокоммуникационная компания» (СПб РКК») Евгений Прядкин.

Г-н Прядкин рассказал, что с 1996 года используется ныне существующая аналоговая система Motorola SmartZone, которая продолжает работать и успешно эксплуатироваться. Но 20 лет – большой срок для систем подобного класса, и, безусловно, есть несоответствия современным требованиям пользователей систем связи. Кроме того, появились новые условия эксплуатации базового оборудования. Один из примеров – «блэкаут» 20 августа 2010 года, когда полгорода оказалось без электроэнергии, а затем и без связи, поскольку у сотовых операторов возникли проблемы. Евгений Прядкин заметил, что тогда пользователи, подключенные к системе связи ОАО «СПб РКК», продолжали работать, связь не прекращалась.

В 2010 году появилась необходимость перехода на новую цифровую систему связи. А на одном из заседаний правительство Санкт-Петербурга поручило генеральному директору «Водоканала» Феликсу Кармадинову подготовить предложение о создании новой энергонезависимой цифровой системы связи. В октябре 2010 года с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению было согласовано техническое задание на построение системы, и ОАО «СПб РКК» приступила к проектированию.




Генеральный директор ОАО «СПб РКК» Евгений Прядкин демонстрирует схему
сводной зоны покрытия новой системы, отмечая, что у запускаемой системы сейчас
самая большая зона покрытия среди всех существующих операторов связи
в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В перспективе – расширение
на стратегическую дорогу «Скандинавия» и вглубь области



Энергонезависимость достигается в новой системе по четырем направлениям. Во-первых, помещения, где расположены базовые станции, подключены к сети общего пользования первой категории (т. е. реализовано два ввода электроэнергии). Во-вторых, созданная система батарей позволяет непрерывно осуществлять работу до шести часов в стандартном режиме, и 12 – 14 часов – в дежурном режиме. Кроме того, существует возможность автоматического ввода резерва, подключения переносных мощных дизель-генераторов. И поскольку базовые станции находятся на площадках «Водоканала», то на каждой площадке есть и четвертая степень защищенности – штатная, очень мощная дизель-генераторная станция.

Если в старой аналоговой системе было две базовые станции и всего 12 речевых каналов, то в новой системе шесть базовых станций: пять из них 12-канальные, а одна – на острове Белом – 16-канальная, то есть всего используется 70 речевых каналов и канал передачи данных. Емкость сети в настоящий момент – свыше 10 тыс. абонентов. Сейчас на объектах «Водоканала» вводятся в эксплуатацию 1720 терминалов, а общее количество радиостанций в системе к концу 2012 года составит 2,3 тыс. штук. Г-н Прядкин сообщил журналистам, что инвестиции в проект составили 52 млн рублей.

Отмечалось, что главное назначение сети – обеспечение устойчивой непрерывной оперативной связи предприятий инженерно-энергетического комплекса города, структур МЧС и других предприятий, участвующих в жизнеобеспечении города, – это транспортные компании (такси, грузоперевозки), охранные структуры, силовые ведомства. Подчеркивалось, что новая система не является альтернативой существующих сейчас сетей (сотовых и транкинговых), она призвана улучшить и дополнить общую систему электросвязи Санкт-Петербурга.




Евгений Прядкин: «Впечатляет гибкость системы – все наши пожелания, которые не могли
быть реализованы в рамках старой системы, теперь имеют функциональное воплощение»



Евгений Прядкин заметил, что система MOTOTRBO Connect Plus «Водоканала» призвана работать не только в условиях форс-мажора, а в первую очередь ее задача – оказание помощи в управлении средствами в повседневных условиях – это оперативная связь, связь дежурных бригад, персонала на предприятии.

Интересно, что диапазон частот у старой аналоговой системы Motorola SmartZone и новой цифровой MOTOTRBO Connect Plus одинаков, благодаря чему пользователям при переходе на новую систему не нужно будет менять полностью всю инфраструктуру – блоки питания, кабели, автомобильные и стационарные антенны можно использовать прежние.




Генеральный директор «Сага Телеком» Михаил Рыбаченков: «Важный акцент новой системы –
обеспечение связи в критических ситуациях, когда сети связи общего пользования
перегружены, могут выйти из строя или быть отключены, а требования
к обеспечению реагирования для устранения аварий остаются повышенными»



«Мы рады объявить о первом запуске MOTOTRBO Connect Plus в России и во всем регионе EMEA. Завершение этого проекта демонстрирует особый вклад компании Motorola в область предоставления инновационных и защищенных решений для профессиональной радиосвязи. Таким образом, Motorola Solutions стала первым в России вендором, предоставившим современную цифровую радиосистему предприятиям инженерно-энергетического комплекса города, различным оперативным службам, УМЧС и другим структурам, участвующим в обеспечении жизнедеятельности Санкт-Петербурга», – прокомментировал директор по продажам радиосистем «Motorola Solutions Росси» Евгений Трифонов.




Директор по продажам радиосистем «Motorola Solutions Россия» Евгений Трифонов
обращает внимание, что транковый режим стандарта DMR в реализованной 
системе MOTOTRBO Connect Plus дает преимущества для создания достаточно большой
зоны покрытия, а также возможности для дальнейшего развития новой сети –
по увеличению как размеров системы, так и количества абонентов



Подробнее про суть стандарта DMR (Digital Mobile Radio), историю его появления и развития рассказал менеджер по технической поддержке Motorola Solutions Андрей Нагорных.

В DMR используется двухслотовая передача данных, то есть метод временного уплотнения – TDMA – Time Division Multiple Access, при котором все время передачи радиостанции разбивается на два тайм-слота длительностью по 30 миллисекунд каждый, которые синхронизируются ретрансляторами. Соответственно, на одной дуплексной паре частот получается два независимых слота передачи голоса или/и данных – есть возможность комбинировать (по одному тайм-слоту передавать голос, по другому – данные, либо по-другому). Можно независимо осуществить две голосовые передачи на одной дуплексной паре частот, что дает существенную экономию как на активном, так и на антенно-фидерном оборудовании.

Г-н Нагорных представил всю линейку оборудования стандарта DMR – абонентский терминал, портативные радиостанции, возимые радиостанции, мобильные с дисплеем (с цифровым, с ЖК-дисплеем) и без, со встроенным GPS-приемником и без, различные аксессуары, сетеобразующее оборудование – ретрансляторы. Немаловажно – это программные приложения партнеров Motorola, которые осуществляют диспетчеризацию, работу с данными, передачу данных, текстовых сообщений и т. д.




Линейка оборудования MOTOTRBO



Сейчас оборудование поддерживает как цифровую, так и аналоговую передачу, что очень важно при интеграции с существующими аналоговыми сетями.

Очевидно, что безопасность в цифровой сети осуществляется более легким способом, чем в аналоговой. Во-первых, перехватить адресный цифровой поток сложно, а во-вторых, в радиостанцию встроено 40-битное шифрование, разрешенное ФСБ. Применяя шифрование, абонент обеспечит полную безопасность своей радиосети.




Менеджер по технической поддержке Motorola Solutions Андрей Нагорных рассказывает,
что портативные радиостанции выполнены по классу защиты IP57. Это позволяет
погружать радиостанцию под воду, на глубину до 1 метра, по времени – до получаса,
без каких-либо последствий для дальнейшего функционирования



Г-н Нагорных рассказал о различных возможных системных топологиях MOTOTRBO, подробно описав полноценное транкинговое решение Connect Plus, реализованное в данном проекте. Многосайтовая транкинговая система MOTOTRBO Connect Plus значительно расширяет функциональные возможности цифровой радиосвязи.

В текущей «прошивке» поддерживается до 25 сайтов, на каждом сайте можно установить до 15 ретрансляторов и, соответственно, получить 29 разговорных каналов с одним контрольным каналом, то есть сейчас максимальная емкость системы может составлять 725 голосовых каналов при более чем 10 тыс. абонентов.

Отмечалось, что система Connect Plus обеспечивает аутентификацию пользователей – никакой «чужой» абонент, даже зная частоты, не сможет подключиться к этой системе, поскольку все абоненты и группы абонентов прописываются на контроллере.

Система обеспечивает автоматический доступ к каналам связи посредством постановки вызовов в очередь до тех пор, пока не откроется свободный канал. Пользователям может быть присвоен приоритетный статус для быстрого доступа к системе в случае ее повышенной загруженности.

Усовершенствованная технология устраняет необходимость смены каналов связи. Возможность автоматического поиска динамических сайтов обеспечивает подключение к  сайтам с наиболее высоким качеством сигнала во время передвижения пользователя в зоне покрытия системы. Таким образом, сотрудники предприятия могут свободно перемещаться и всегда оставаться на связи.

Автор: Наталия Хильченко.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: Motorola, фиксированная связь, радиосвязь