Конференция была посвящена подведению итогов первого этапа проекта ТАСИС Европейского Союза в регионе Балтийского моря для Российской Федерации «Электронные навыки для Российских малых и средних предприятий» («E-skills for Russian SMEs»). Проект стартовал в июле 2004 года, его окончание намечено на июнь 2006 года, общая сумма финансирования составляет 1,8 млн евро. Цель проекта - усилить конкурентоспособность малых и средних предприятий (МСП) Северо-Западного региона России благодаря оптимизации использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и обучения местных консультантов в этой области. Проект ведет Северо-Западный центр поддержки малого и среднего бизнеса совместно с европейскими экспертами. По словам руководителя проекта Жерара Бонневей, проект E-skills является частью программы ТАСИС по техническому содействию Европейского союза России. Финансирование программы - несколько сотен миллионов евро в год. Программа поддерживает обучение, проведение изысканий и предоставление консультативных услуг.
Исследование «Малые и средние предприятия Петербурга: использование информационно-коммуникационных технологий» стартовало в Северной столице и Новгороде в конце 2004 года, в нем приняли участие 207 и 15 предприятий из этих городов соответственно. Респондентами опроса в основном были представители компаний, занимающие верхние позиции в управленческой структуре (77%), а также специалисты в области информационно-коммуникационных технологий. Результаты опроса сравнивались с результатами аналогичного международного исследования, которое проводилось в 2004 году на 8 тыс. предприятиях из 11 стран с развитой рыночной экономикой: Великобритании, Германии, Франции, Италии, Швеции, Ирландии, США, Канады, Австралии, Южной Кореи и Японии.
Проведенный опрос малых и средних предприятий Санкт-Петербурга показал достаточно высокую степень использования ими ИКТ: только 13% не прибегают в своей производственной деятельности к помощи самого распространенного вида информационных технологий - Интернету. Наиболее распространенным способом выхода в Интернет в Санкт-Петербурге является выделенная линия, на втором месте – доступ по коммутируемому соединению. Из 15 участников опроса в Новгороде 8 используют для выхода в Интернет dial-up и 7 – выделенную линию. Больше половины опрошенных предприятий используют доступ в Интернет, внешнюю электронную почту, внутреннюю компьютерную сеть (LAN). В числе умеренно распространенных технологий оказалась внутренняя электронная почта; слабо используемых технологий - интранет, многофункциональная сеть (WAN), электронный обмен документами (EDI), телефонный робот, портал, экстранет, беспроводной LAN. Фактически не используются видеоконференции, удаленный либо синхронизированный мобильный терминал, беспроводной спутниковый WAN.
Более половины предприятий в Санкт-Петербурге, принявших участие в опросе, имеют собственные сайты в Интернете и более четверти предприятий собираются их создать в будущем. При этом, по данным международного исследования в странах-участницах опроса, веб-сайты имеют от 55 до 85% бизнесов. Наличие веб-сайтов на малых и средних предприятиях Петербурга соответствует нижнему уровню стран-участниц международного исследования. В Новгороде из 15 пользователей Интернета 13 имеют веб-сайты, а оба предприятия, не имеющие собственных интернет-площадок, относятся к промышленности.
Подавляющее большинство участников опроса в Петербурге уже имеют внешнюю электронную почту. В Новгороде внешнюю электронную почту имеют все 15 опрошенных предприятий. Внутренняя электронная почта есть у 33,3% опрошенных предпринимателей в Санкт-Петербурге, и у 15% - в Новгороде. По сравнению с международными показателями это низкий результат: в 2004 году внутреннюю электронную почту использовали от 55% (Италия) до 85% предпринимателей (Ирландия).
Внутренние веб-сайты имеют только 9% участников опроса Санкт-Петербурга. В Новгороде внутренний веб-сайт есть лишь у одного малого предприятия из отрасли «Информационно-вычислительное обслуживание».
Самой распространенной операцией, которую клиенты малых и средних предприятий Петербурга могут выполнить online, является заказ товаров и услуг (53%). Более трети участников опроса предоставляют своим клиентам возможность запросить online дополнительную информацию, пятая часть - контролировать выполнение заказа. Оплачивать заказы online могут клиенты только 8% предприятий. Возможности электронных магазинов используют тоже только 8% респондентов. Новгородские предприниматели также наиболее активно используют свои веб-сайты для информирования клиентов online о товарах и услугах (10 предприятий), ценах, сроках и условиях продаж (6 предприятий) и наличии товаров (3 предприятия). Информацию по другим вопросам предоставляют клиентам в режиме online лишь отдельные предприятия. По данным международного исследования, в 2004 году возможность заказать товар online предоставляли своим покупателям от 22% предпринимателей (Франция) до 54% (Швеция). Петербург по данной позиции (53%) находится немного ниже уровня Швеции.
Для взаимодействия online с властными органами ИКТ используют 28% из опрошенных петербургских предприятий. По этому показателю Петербург находится между Швецией и Канадой. В Новгороде только один респондент сообщил, что он взаимодействует online с правительственными органами: имеет постоянный доступ к информации из правительственных источников.
На конференции состоялось также вручение дипломов консультантам, обученным в рамках «E-skills» оказанию на предприятиях консультаций по внедрению ИКТ. Обучение проходило с помощью западных экспертов на английском языке. В результате каждый из 25 обучающихся написал проект по развитию инфраструктуры на одном из предприятий Петербурга или Новгорода. Как рассказал эксперт проекта по обучению Владимир Голованов, теперь начался второй этап работы, который будет заключаться во внедрении разработанных проектов. Дипломированные консультанты приступят к обучению руководящих кадров и сотрудников, отвечающих за развитие ИКТ.
Конференция закончилась работой круглых столов, за которыми обсуждались несколько тем: «Малые и средние предприятия Санкт-Петербурга: использование ИКТ», «Управления взаимоотношениями с клиентами», «Планирование ресурсов на предприятии», «Электронная коммерция и Интернет-маркетинг». Все желающие могли получить CD с «Инструментом самопроверки» для самостоятельного проведения аудита ИКТ на предприятии.