Вчера возможные риски ухода с российского рынка компаний Visa и MasterCard оценили премьер-министр Дмитрий Медведев и министр финансов Антон Силуанов. Их реакция была гораздо менее категоричной, чем предыдущие заявления представителей власти по этому поводу. "Мы не можем отказаться от этих систем, так как более 90% пользователей платежных систем работают с ними",— заявил министр финансов Антон Силуанов "Интерфаксу", выразив уверенность в том, что платежные системы Visa и MasterCard будут работать в России и дальше. Премьер-министр Дмитрий Медведев был более категоричен, но и он отметил: российские власти хотели бы, чтобы международные платежные системы Visa и MasterCard остались работать в стране. "Мы не хотели бы ничего рвать, мы хотели бы, чтобы MasterCard и Visa оставались и работали на территории Российской Федерации. Но они должны соблюдать свои обязательства не по отношению к России, а по отношению к конкретным клиентам, которые пользуются их карточками",— сказал господин Медведев в интервью Bloomberg TV.
Ранее риторика российских властей по вопросу сотрудничества с Visa и MasterCard была жестче. Так, глава МИДа Сергей Лавров отмечал, что "если они уйдут из страны, Россия сможет найти им замену". Президент России Владимир Путин указывал, что Visa и MasterCard подрывают доверие и могут потерять российский рынок, так как показали, что подвержены политическому влиянию извне. Риски ухода МПС из России господин Путин комментировал как шанс создавать собственную независимую национальную платежную систему, что было бы даже плюсом от введения международных санкций.
Санкции, введенные в отношении ряда российских компаний и граждан США в ответ на ситуацию с Украиной, и стали поводом для радикального ужесточения российского законодательства о платежной системе, что поставило под вопрос продолжение деятельности МПС в России. 5 мая Владимир Путин подписал пакет поправок, которые потребовали от МПС не только строительства в России процессинговых центров, но и размещения в ЦБ обеспечительных взносов в размере двухдневного оборота. Из этих взносов в случае блокировки карточных операций каких-либо российских банков и выплачивалась бы компенсация пострадавшим клиентам. По оценкам Morgan Stanley, размер обеспечительных взносов (в совокупности $2,9 млрд для обеих систем) существенно превысит их выручку от российского бизнеса ($160 млн и $350-470 млн для MasterCard и Visa соответственно). А значит, в чисто материальном плане уйти из России им дешевле, чем остаться. Новые требования вступают в силу с 1 июля.
Официально МПС и российские власти сейчас находятся в стадии выработки компромиссного решения. "Мы провели встречи с Центральным банком, Министерством финансов и ожидаем ясности",— заявил недавно глава MasterCard Аджай Банга. В Visa также сообщали о переговорном процессе с российскими властями. Впрочем, по сведениям "Ъ", совет директоров Visa Inc. уже принял решение не размещать обеспечительный взнос в ЦБ. В Visa это не комментируют. У MasterCard есть планы по радикальному сокращению числа сотрудников в России в случае развития ситуации по худшему из сценариев, рассказали источники "Ъ", знакомые с ситуацией. "Мы проводим сценарный анализ вариантов развития событий, однако комментировать слухи о них не считаем правильным",— заявили в MasterCard.
Перспективы дискуссии МПС с российскими властями оценить сложно. По сведениям "Ъ", конкретики достичь пока не удалось. "Обе компании пока угрожают уйти с рынка,— говорит один из собеседников "Ъ".— В ЦБ на прошлой неделе им порекомендовали обращаться к депутатам, так как Банк России не имеет законодательной инициативы". В платежных системах поддержки со стороны депутатов, только что принявших невыгодные для них поправки, не ждут. "И напрасно",— отмечает один из собеседников "Ъ", знакомый с ситуацией. По его мнению, сложности в работе систем могут быть использованы властями как рычаг давления в другом непростом переговорном процессе — по выполнению российскими банками FATCA (американского налогового законодательства, требующего от иностранных финорганизаций сообщать налоговой службе США информацию о счетах американских налогоплательщиков и выступать агентами по удержанию налогов).
"Не исключено, что в обмен на послабления для МПС с нашей стороны США могут вернуться к подписанию межправительственного соглашения по FATCA, от чего американцы отказались из-за политической напряженности в отношениях",— говорит источник "Ъ".
Впрочем, официально возможность такого размена не подтверждается. "Это не так",— сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. "Мы родиной не торгуем и не готовы обменивать исполнение американского закона на благополучие соотечественников",— заявила "Ъ" председатель комитета Госдумы по финрынку Наталья Бурыкина. Депутаты вообще настроены жестко и уже давно настаивают на абсолютной бесперебойности работы МПС в России.
Впрочем, МПС исчерпали еще не все ресурсы в переговорном процессе, указывают эксперты. "У них есть еще один канал — это крупные российские банки, которые заинтересованы в работе с Visa и MasterCard и могли бы пролоббировать либерализацию новых требований или хотя бы отсрочку их вступления в силу",— говорит один из собеседников "Ъ". Такой вариант мог бы лечь в основу более конструктивного диалога, подтверждают МПС. "Дополнительное время на обдумывание нашей дальнейшей стратегии не помешало бы нам сейчас, особенно с учетом того, что мы глобальная компания и исключить из рынка нашего присутствия Россию невозможно",— говорит собеседник "Ъ" в одной из платежных систем. Впрочем, участники рынка считают, что можно обойтись и без банковского лоббизма в Госдуме. "Например, жесткое правоприменение принятого закона могло бы смягчить Центробанк своими подзаконными нормативными актами,— считает предправления НП НПС Алма Обаева.— Регулятор, в частности, может установить, что зачисление обеспечительных взносов начнется не с 1 июля, а с октября". Это было бы логично с учетом того, какую напряженность вызвали принятые поправки, и с учетом отсутствия конкретики в судьбе национальной платежной карточной системы, которая могла бы заменить Visa и MasterCard, заключает она.
Ольга Шестопал, Светлана Дементьева