Как стало известно РБК, ООО «Евросеть Ритейл» подало иск к ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани». Претензия подана в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, сумма иска — 150 млн руб. Как уточнила РБК представитель сотового ретейлера «Евросеть» Ульяна Смольская, речь идет об «иске о взыскании суммы возмещения по обратному требованию при возмещении стоимости товара конечному потребителю». Samsung находится в стадии досудебного разбирательства спора, рассказала РБК представитель компании Яна Рожкова.
О том, что такой иск может быть подан, в августе 2015 года говорил в интервью «Рамблеру» Александр Малис. Он сообщал, что, в случае если вопрос с браком в поставках производителя не будет решен до 25 августа, компания подаст иск на Samsung. Правда, озвученная им сумма была немного выше реально поданного иска — 180 млн руб. Эта цифра складывалась «из расходов ретейлера на устранение проблем с браком аппаратов Samsung».
Простой с июня
В июне «Связной», «Евросеть», «МегаФон», «ВымпелКом» приостановили закупки смартфонов Samsung. Официальная версия, которую озвучивали РБК представители четырех компаний, — увеличение доли бракованных устройств в поставках: если приемлемый уровень брака по рынку — менее 1%, то по отдельным партиям Samsung этот показатель составляет до 6–7%. Как показал опрос всех ретейлеров, с тех пор взаимоотношения продавцов с южнокорейским производителем так и не наладились, а это значит, что уже с октября устройства Samsung могут полностью исчезнуть с полок крупнейших ретейлеров.
Как сообщает представитель «Связного» Мария Заикина, Samsung полностью в курсе претензий ретейлера. «Мы находимся в открытом диалоге и рассчитываем, что в какой-то момент он приведет к положительным результатам. Переговоры касаются в том числе и денежной компенсации «Связного», — сообщает Заикина. Ранее в «Связном» также отмечали, что недовольны специфическим подходом производителя к компенсациям ремонта и обмена устройств в случае заводского брака. «Некоторые из производителей компенсируют замену или ремонт устройств клиенту. Samsung же компенсирует в редких случаях и в ограниченных объемах», — указывала Заикина. По ее словам, «Связной» пока не подавал иск к Samsung: «Когда это произойдет, мы сообщим дополнительно».
Сокращение продаж
По данным исследовательской компании GFK, в первом полугодии Samsung занимал почти 23% общего объема российского рынка смартфонов (от 7 тыс. руб. и выше) в натуральном выражении. Однако с тех пор позиции южнокорейского производителя заметно ослабли.
Как показывает отчет GFK (цифры приводила газета «Ведомости» со ссылкой на источники), с начала июня 2015 года по середину июля доля смартфонов Samsung на российском рынке в штучном выражении сократилась с 25,6 до 17,6%. По оценке «Связного», доля Samsung на российском рынке смартфонов за последние полтора месяца сократилась более чем на 25% (в деньгах).
К примеру, до приостановки закупок техники Samsung одна только «Евросеть» ежемесячно продавала около 400 тыс. смартфонов и планшетов этого производителя, рассказывал «Ведомостям» человек, близкий к компании — партнеру нескольких поставщиков мобильных устройств, сейчас же остатки устройств Samsung на складах ретейлера мизерны.
Однако не все ретейлеры согласны с тем, что Samsung теряет позиции. Как заявляет представитель МТС Дмитрий Солодовников, Samsung — «лидер продаж на российском рынке: по итогам второго квартала 2015 года доля производителя выросла на 2 процентных пункта, до 19%, для сравнения — вторая позиция у Apple с 10% рынка». «Мы удивлены информацией о высоком уровне брака. В рознице МТС проблем такого рода нет, уровень возвратов мизерный и постоянно сокращается по мере выхода современных моделей», — заявляет Солодовников.
Полина Русяева, Ксения Бобкова