ПМЭФ 2015: Электронная коммерция как локомотив экономики

Представители ведущих мировых торговых онлайн-площадок приняли участие в сессии «Интернет-торговля: мир без границ», прошедшей в рамках недавно прошедшего Петербургского международного экономического форума - 2015. В ходе дискуссии участники обсудили перспективы и сдерживающие факторы электронной коммерции в России и в мире.

В 2014 году общемировой объем интернет-продаж достиг 1,5 трлн долларов США, и, согласно прогнозам, в ближайшие годы темпы роста онлайн-торговли будут стремительно увеличиваться. Расширение форматов взаимодействия с покупателями, развитие платежных систем, повышение уровня логистического обеспечения, совершенствование мобильных приложений — все это очень скоро приведет к качественному сдвигу в системе розничной торговли.

Однако, все это скорее мировые тенденции, а что же наша страна?

По словам управляющего партнера консалтинговой компании A.T. Kearney Йохана Аурика, электронная коммерция является одним из факторов, подстегивающих экономику в целом. И если Россия хочет преодолеть кризис, она должна активно развивать эту отрасль. По его мнению, основной проблемой развития электронной торговли является то, что большинство покупок в нашей стране осуществляется за наличный расчет, другим сдерживающим фактором он назвал несовершенную, устаревшую систему логистики.

Ему вторил председатель совета директоров компании «Юлмарт» Дмитрий Костыгин. По его словам, e-commerce 2.0 как раз и отличает возможность руководить процессом доставки своего товара для того, чтобы получить его в то время и в том месте, когда это удобнее всего. Современный потребитель должен иметь возможность выбирать не из 20 товаров, которые находятся в России, но из 200, которые могут в данный момент продаваться в Китае, США или в Японии.

Круглый стол «Интернет-торговля: мир без границ» на ПМЭФ 2015

Гендиректор «Озон.ру»Дэнни Перекальски выразил уверенность, что со временем абсолютно все покупки перейдут в виртуальное пространство, включая возможность заказывать обеды и завтраки родителями в школу для своих детей. Однако, другие участник дискуссии не поддержали его мнения, признав, что в человеческой природе - ходить в магазины, прицениваться и общаться. «В отраслях, таких как продукты питания, одежда, мебель, автомобили, интернет-магазины вряд ли начнут доминировать, так как покупателю важно вживую увидеть и оценить товар, особенно, если он дорогой, как, например, автомобиль, - говорит глава компании Git in Sky Сергей Житинский, - Однако, онлайн-коммерсанты будут выходить на все рынки и бороться за долю на них».

На пути к прибыли у отечественных онлайн-проектов стоят не только логистические барьеры и конкуренты, но и чисто технические нюансы. По словам экспертов в сфере интернет-проектов, компании, открывающие свои представительства в сети, чаще всего не учитывают растущие потребности клиентов в скорости и удобстве пользования. Недовольство онлайн-клиентов вызывает, в первую очередь, медленная загрузка страниц, неадекватность интерфейса, плохая архитектура ресурса, обилие рекламы. В итоге медлительные магазины покидают покупатели, их позиции опускаются на нижние строчки поисковых систем, что для проектов, стремящихся стать успешным, недопустимо.

Слова экспертов подтверждает недавнее решение «X5 Retail Group» (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») закрыть интернет-магазин «Е5». В компании остались недовольны финансовыми результатами своего онлайн-проекта.

В связи с вышесказанным, особый интерес аудитории вызвало выступление главы компании Aliexpress (российского представительства глобального интернет-ритейлера Alibaba, чья рыночная стоимость составляет 250 млрд долларов) Марка Завадского.

Глава Aliexpress Марк Завадский на ПМЭФ 2015
 

Марк отметил, что несмотря на то, что доходы от международных рынков составляют всего два процента от всех прибылей компании, чья деятельность направлена в основном на Китай, Россия считается для неё важнейшим регионом. Доказательством чего служит приезд на петербургский форум основателя корпорации, Джека Ма. Помимо организации качественной платформы для торговли, стратегия Aliexpress в России состоит в том, чтобы оказывать помощь в развитии местному бизнесу. Так, недавно был запущен совместный проект с фондом «Сколково» по поиску лучших российских компаний, которые производят электронные товары для конечного пользователя и, которые потом с помощью Aliexpress будут продвигаться по всему миру. В свете вышесказанного, отнюдь не случайно, что за короткое время этот интернет-магазин стал одним из самых популярных ресурсов всего Рунета.

В этом свете, не удивительно, что, завершая встречу, модератор дискуссии Николь Шеффилд, выразила уверенность в том, что электронная коммерция станет одним из локомотивов будущего экономического роста нашей страны.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интернет, Маркетинг, Финансы, Web

Ключевые слова: электронная торговля, интернет-магазин