Напомним, что изначально подсчет абонентских баз сотовых операторов велся на шестимесячной основе – то есть абонент считался активным в течение полугода после совершения последней операции (вызов, отправка SMS и т. д.). В 2007 году «МегаФон», а вслед за ним и «ВымпелКом» сократили срок учета неактивных абонентов до трех месяцев. Как уточнила пресс-секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Ирина Осадчая, эта компания сейчас ведет учет абонентской базы исходя из показателей активности пользователей, осуществлявших платные звонки в течение последних шести месяцев.
Этот показатель – активности – достаточно важен. Именно исходя из него рассчитываются рыночные доли игроков: как в новых подключениях, когда берется количество проданных SIM-карт каждого оператора и из них вычитается отток – неактивные подписчики (подключенные три или шесть месяцев назад, в зависимости от метода подсчета оператора), так, соответственно, и в целом на рынке. Таким образом, в частности, составляется наиболее сейчас популярный ежемесячный отчет аналитического агентства Advanced Communications & Media. Правда, представители некоторых сотовых операторов предлагают опираться и на другие цифры. Как прокомментировал в одном из своих недавних выступлений генеральный директор «МегаФон – Москва» Игорь Парфенов, доля его компании на столичном рынке, согласно данным аналитиков, составляет 20 %. «Однако, по нашим подсчетам, наша доля по числу активных абонентов составляет 27 %», – отметил он. Как сообщил эксперт из другой сотовой компании, есть еще один нюанс, связанный с текущей технологией подсчета: если в свое время была допущена ошибка в подсчетах, то она потом повторяется фактически в каждом последующем отчете. «Поэтому переход на подсчет именно активных подписчиков с месячным сроком давности, когда данные о том, «живой» абонент или нет, определяются наличием файла CDR (Call Detail Record) в биллинговой системе – то есть пользовался ли клиент услугами или нет, – достаточно разумный шаг. Это позволило бы отражать более адекватную картину по рынку», – рассказал эксперт.
Напомним, что, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media, на конец 2008 года абонентская база МТС по России насчитывает 64,628 млн человек; на втором месте следует «ВымпелКом» с 47,663 млн человек; число абонентов «МегаФон» по России на конец 2008 года составляет 43,289 млн. Если говорить о Москве и Петербурге, то объем совокупной абонентской базы на конец 2008 года зафиксирован на отметке 31,439 млн и 10,559 млн соответственно. В процентном отношении на конец 2008 года рынок мобильной связи России оказался поделен между операторами в следующей пропорции: МТС – 34,4 %, «ВымпелКом» – 25,4 %, «МегаФон» – 23 %. Доля остальных операторов осталась на уровне предыдущих месяцев и составила 17,2 %. При этом еще год назад, в декабре 2007 года, при лидирующих позициях МТС (41,0 %) «МегаФон» (22,2 %) находился на втором месте, а потеснивший его в этом году «ВымпелКом» числился на четвертом месте (16,6 %). Доля остальных операторов составляла в 2007 году 20,2 % (см. новость раздела «Мобильная связь» от 21 января 2009 г.).
По оценкам наблюдателей рынка, переход сотовых операторов на одномесячную систему учета абонентов повлечет существенное (до 20 %) снижение показателей абонентских баз. С таким мнением солидарны и сами операторы, но при этом подчеркивают, что обрушения абонентских баз при подсчете абонентской активности за один месяц ждать не следует. Например, в пресс-службе «Билайна» отметили: «Оператору ничего не мешает пересчитать свою базу в любой другой момент времени – и еженедельно, и ежемесячно. На бизнесе частота подсчета абонентской базы никак не отразится. Однако мы не планируем применять такой принцип в ближайшем будущем». В МТС делают более смелое заявление: «Если использовать принцип подсчета, исходя из одномесячной абонентской базы, то мы являемся лидером на рынке сотовой связи России».
В защиту необходимости учета неактивных абонентов при подсчете абонентских баз выступает и тот факт, что нередко пользователи, сами не совершающие платные звонки, выступают генераторами входящего трафика.
Тем не менее наблюдатели рынка предполагают, что одномесячная система подсчета активных абонентов несет в себе больше плюсов, чем минусов. Во-первых, она более объективна, нежели та, которую операторы применяют сегодня. С одной стороны, сокращение срока выведения абонентов в отток сделает абонентскую базу более качественной, а с другой – уменьшит необходимость проведения постоянных «разовых чисток», поскольку достоверность данных будет подтверждаться на регулярном уровне. Кроме того, реальная информация абонентских баз позволит операторам повышать доходность с абонентов, тем самым повышая рентабельность и общую прозрачность компании. Все это позволяет компании стать более привлекательной с инвестиционной точки зрения.
По данным spbIT.ru, переход на новую систему учета абонентов будет сопряжен еще с одним событием – операторы также начнут обмениваться финансовыми показателями. Напомним, что на сегодня основные участники рынка открыто показывают финансовые результаты на федеральном уровне. Теперь речь идет о данных по выручке операторов в каждом конкретном регионе. Как отмечает источник, предположительно, участники «большой тройки» договорились обмениваться информацией через аналитическое агентство J’son&Partners (на момент подготовки материала комментарии от J’son&Partners и AC&M не были предоставлены). И первые отчеты должны появиться довольно скоро. Однако эксперт отметил, что достоверных данных придется ждать еще несколько месяцев. «Обмен информацией – это вопрос, который требует определенной отладки и доработки. Момент, после которого можно будет полностью доверять этим цифрам, наступит не сразу и не с момента выхода первого отчета. Пройдет некоторое время, после которого эта методика получит признание», – отметил специалист. Несмотря на то что в компаниях эту информацию не подтвердили, эксперты уверены, что открытие операторами финансовых показателей по регионам позволит им же создавать качественную статистику активности каждого региона и в том числе даст возможность на основе объективных показателей координировать строительство собственных сетей.