Пока не пришел Netflix

Для полноценного развития сетевой медиа-отрасли необходимо долгосрочное планирование. Например, уже сейчас нужно озаботится созданием в России национальной платформы видеостриминга, пока эту нишу не заняли заграничные корпорации вроде Netflix. Кроме того, необходимо временно приостановить ограничения, установленные законодательством на рынке рекламы для производителей и распространителей отечественного контента. С такими предложениями к власти намерены обратиться участники форума "Интернет-экономика".

В области стримингового телевидения пока нет иностранных игроков, которые занимали бы существенную долю российского рынка и этим нужно воспользоваться, считает президент ЗАО "Компания ТрансТелеком" (ТТК) Артем Кудрявцев. "Необходимо создать национальную платформу которая бы заняла значительную долю рынка в ближайшие 5-7 лет. В целом рынок может обеспечить существование двух-трех таких платформ, но из них одна или две должны быть доминирующими", - заявил он.

По мнению Артема Кудрявцева, создавать ее нужно на стыке операторского бизнеса (у них есть большая клиентская база и денежные отношения с абонентами) с компаниями которые закупают и производят большое количество контента. "Если сейчас мы сможем найти правильную конфигурацию для такого стратегического движения, то национальная платформа сможет занять до 80% нелинейного стримингового телесмотрения в ближайшие несколько лет и оставить приоритет в этой области за национальными игроками", - заявил президент ТТК.

Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров эту идею фактически поддержал. Он отметил, что крайне важно не только бороться с пиратством и "серыми" операторами, которые тормозят развитие отрасли. Необходимо стимулировать производство отечественного контента, его представленность как в эфирном, бесплатном, так и в платном сегменте распространения. Если потребитель не находит нужный контент на легальных сервисах - он идет на нелегальные, отметил глава Роскомнадзора. "Мне кажется, вызовом ближайших двух лет будет приход на наш рынок крупнейших игроков, таких как Netflix, Amazon и, наверное, Skynet, которые сделают доступным тот контент, который сейчас приходится искать на пиратских площадках. Это вызов для отрасли", - заявил Александр Жаров.

Драйвером развития отрасли может стать платное смотрение, считает генеральный директор CTC Media Юлиана Слащева. Этот сегмент растет - в 2014 году его объем составлял 1 млрд рублей, в этом - около 4 млрд. Но это все равно пока еще очень мало, сообщила она. Необходимо стимулировать смотрение отечественного контента. Но, чтобы его потребление росло, этот контент должен быть высокого качества.

Для производства качественного контента нужны деньги – это главное условие развития отрасли, утверждает Юлиана Слащева. Основную часть доходов сегодня медиа-компании получают от рекламы, но рекламный рынок сильно просел. "Рынок в кризисе. В этом году, в лучшем случае, мы увидим минус 15% по сравнению с 2014 годом", - отметила она. Интернет-реклама немного подросла, но прибавка ничтожно мала по сравнению с доходами от эфирной рекламы. "Этих денег нам не хватит для создания и развития качественного контента", - сказала гендиректор CTC Media.

Сейчас важно, чтобы регулирование рекламного рынка не ужесточилось, считает Юлиана Слащева. Она напомнила, что за последние годы был введен целый ряд ограничений на товары и услуги, которые можно рекламировать в эфирном телевидении. Прямой ущерб от этих ограничений для медиа и рекламного сегмента участники рынка оценивают в 50 млрд руб. "Много идет разговоров о возможных дальнейших ограничениях. Если это произойдет, это не будет стимулировать ни телевизионный рынок, ни рынок смотрения в Интернете. На наш взгляд необходимо начать широкую отраслевую дискуссию с привлечением органов власти о временной антикризисной приостановке тех или иных ограничений, которые сегодня существуют. Это необходимо для того, чтобы "драйвить" рынок отечественного качественного контента". – заявила Юлиана Слащева.

Медиакоммуникационный союз (МКС) также вынес на рассмотрение участников форума новую концепцию регулирования рынка в области управления авторскими правами. Согласованную позицию игроков отрасли представила директор по правовым вопросам и GR ПАО "МегаФон" Анна Серебряникова. Концепция построена на основе добровольной договорной модели. Она предполагает повышение роли самих правообладателей в управлении правами.

Приоритетная цель реформы – публичность информации о принадлежности прав и прозрачность рынка, сообщила Анна Серебряникова. Еще один принцип – добровольность. Автор сможет самостоятельно защищать свои права, а также передать полномочия коммерческим или некоммерческим управляющим организациям.

Независимые коммерческие организации получат полномочия по управлению правами, но, при этом, необходимо на законодательном уровне установить принципы справедливого распределения доходов от управления правами и подотчетность таких организаций, отметила Анна Серебряникова. "Безусловно, нужен орган исполнительной власти, который получит полномочия по прекращению распространения незаконного контента и контролю за деятельностью таких организаций", - заявила она.

В некоммерческие управляющие организации будут объединяться сами правообладатели. По мнению авторов концепции, минимальное количество участников должно быть пятьдесят.

МКС также предлагает создать единый каталог авторских прав. Создавать и поддерживать его должно государство. Концепция предполагает заявительный характер внесения информации от правообладателя и презумпцию достоверности этих сведений. "Лицо, которое является заявителем, считается владельцем. До тех пор пока эти права не оспорены, запись в каталоге будет являться подтверждением наличия прав у такого правообладателя", - пояснила Анна Серебряникова.

Коммерческие и некоммерческие организации, управляющие авторскими правами, будут обладать полномочиями по защите внесенных в каталог прав и смогут обращаться в госорганы с требованием блокировки несанкционированного контента. Анна Серебряникова отметила, что это "не революция, а поэтапный переход к модели либерализации".

Виталий Акимов

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование

Ключевые слова: кабельное телевидение, цифровое телевидение, Netflix