Пользователям предложат низкое качество за большие деньги

Те­леком-от­расль выс­ту­пила про­тив при­нятия за­коноп­ро­ек­та о еди­ном пос­тавщи­ке те­лекон­тента для пер­во­го и вто­рого муль­тип­лексов в ин­терне­те. Иг­ро­ки рын­ка ри­су­ют нес­коль­ко сце­нари­ев раз­ви­тия от­расли, ес­ли за­коноп­ро­ект при­мут (он про­шел пер­вое чте­ние в Гос­ду­ме РФ), и все они - пес­си­мис­тичные. Опе­рато­ры на­де­ют­ся, что Со­вет фе­дера­ции ус­лы­шит ар­гу­мен­ты рын­ка и об­ра­тит вни­мание на аль­тер­на­тив­ный за­коноп­ро­ект о сис­те­ме ин­тернет-транс­ля­ций 20 обя­затель­ных об­ще­дос­тупных те­лека­налов.

Председатель комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин и его первый заместитель Сергей Боярский 23 июля внесли на рассмотрение парламента законопроект о едином поставщике каналов первого и второго мультиплексов в интернете. На статус уполномоченной организации претендуют ООО "Витрина ТВ" и РТРС. Основное содержание законопроекта в том, что все операторы, распространяющие контент любыми способами передачи должны будут делать это с использованием ПО одной организации. Это означает, что в случае создания единого поставщика контента операторам и сервисам ОТТ придется интегрировать на свои площадки сторонний плеер (предположительно от платформы "Витрина ТВ"). Сайты, распространяющие продукцию телеканалов в обход единого поставщика, будут блокироваться. В начале ноября законопроект прошел первое чтение в Госдуме РФ. Операторское сообщество выступило против него.

20 ноября в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялся круглый стол на тему: "Перспективы развития телевизионных и операторских сервисов в контексте регулирования вещания телеканалов первого и второго мультиплексов в ОТТ".

Цели законопроекта и их достижение

Вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин сказал, что у законопроекта следующие цели: формирование единого информационного пространства и контроль за интернет-пиратством.

Представители "большой тройки" сотовых операторов считают, что законопроект в текущем виде не решит проблему обеспечения единого информационного пространства. К тому же, сейчас в соответствии с законом операторы обязаны транслировать два мультиплекса во всех средах, что операторы и делают.

"С 2005 г. действует концепция единого пространства. На примере "Триколора" эта концепция рушится. Летом нас принуждали встроить плеер "Витрины". Мы отказались, у "Триколора" забрали ряд каналов. Пользователи стали жаловаться не только нам, но и в Роскомнадзор. Кроме инициаторов законопроекта никто не понимает, почему так должно происходить. Мы решили, что и в дальнейшем встраивать такой плеер не будем", - рассказал в ходе дискуссии заместитель генерального директора "Триколора" по контентной политике Николай Орлов.

Руководитель по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти ПАО "МегаФон" Никита Данилов считает, что законопроект наоборот будет стимулировать пиратство. "Часть вещателей уйдут с рынка, не найдя средств на новые расходы. Если у оставшихся вещателей пользователи увидят белое окно или "лебединое озеро", то они пойдут в пиратский контент", - пояснил Никита Данилов. Он имел в виду просмотр пользователем эфирных телевизионных каналов не с телевизора, а с других устройств. В этом случае ООТ-вещатель может подменять часть контента.

Генеральный директор Ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин считает, что пиратство в законопроект "притянуто за уши". "Я удивился, что такая мотивация была аргументом для внесения законопроекта. Аргумент ничтожен", - добавил директор ассоциации.

Что получат операторы, если законопроект примут

Михаил Силин пояснил, что если законопроект примут, то операторы должны будут передать всю абонентскую базу уполномоченному органу, а во всех приложениях и приставках установить ПО этой организации. "Вроде надо защищать права вещателей, но у операторов отнимут абонентскую базу, оборудование и, фактически, бизнес", - сказал он.

Представитель "ВымпелКома" Олег Караджи отметил, что сейчас оператор отвечает за то, как построена его сеть. "В концепции это остается непрогнозируемой вещью. Мы не будем знать, что смотрят абоненты, сколько Мбит/с нужно пользователю. Будут проблемы с качеством. Безопасность мы тоже обеспечиваем сами. В законопроекте нам предложено установить то ПО, которое дадут. Это увеличит затраты операторов", - говорит он.

Представитель уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интернета Дмитрий Мариничев сказал: "Мы уже напринимали огромное количество законов и это - очередной нелепый бессмысленный законопроект. Отобрать весь кусок у операторов и отдать неизвестно кому - зачем это, кто монополизирует этот рынок?", - вопрошает он.

Из текста законопроекта следует, что на уполномоченную организацию, которая будет определяться на пять лет, не будут распространяться антимонопольные ограничения.

Николай Орлов напомнил, что деятельность вещателей регулируется законом "О СМИ". "А действия единого уполномоченного органа ничем не контролируется. Установление цен тоже никак не регулируется", - добавил он.

Никита Данилов сказал, что так как на уполномоченную организацию не распространяются требования антимонопольного законодательства, то для операторов цена в договоре может быть разная.

Директор департамента управления регуляторными рисками ПАО "МТС" Андрей Рего отметил, что после принятия законопроекта вещатели не смогут напрямую договариваться с операторами связи. "Это одна из антиконккурентных норм", - пояснил он.

Михаил Силин согласился, что о конкуренции можно будет забыть. "Даже на своих сайтах вещатели должны будут ставить плеер условной "Витрины ТВ", - пояснил он.

Никита Орлов заявил, что на отбор абонентов операторы согласиться не могут. "Но самая большая проблема - закрытое ПО на едином плеере. Мы не знаем, что там внутри", - сказал он.

Никита Данилов добавил, что операторам придется переделывать сеть и платформу под единое ПО, а это дополнительные затраты.

По расчетам ассоциации "Интернет-видео" за счет увеличения затрат и технических сложностей у ОТТ-сервисов и операторов связи контент станет менее доступен и аудитория уйдет. "По нашим оценкам с принятием законопроекта количество пользователей федеральных каналов в интернете сократится в два раза", - отметил Алексей Бырдин.

Что получат пользователи, если законопроект примут

Андрей Рего считает, что в случае принятия законопроекта для пользователей будет два основных негативных последствия: снизится качество передачи сигнала и возрастет цена для пользователя. "Если оператор связи или интернет-игроки для доведения сигнала до пользователя самостоятельно организуют каналы передачи сигнала, то в сети с единым медиаплеером пользователи будут обращаться к единому магистральному каналу. Чтобы повысить мощность канала, в среднем сумма с абонента в год составит не менее 150 рублей", - посчитал он.

Михаил Силин добавил, что общий объем потребления ТВ-каналов через интернет сейчас - единицы процентов. "Но цифра растет. При развитии мультиплексов она из 150 рублей в год превратится в 1500 рублей. Это будет цена бесплатного ТВ", - констатировал он.

Алексей Бырдин указал на еще одну проблему для пользователей: "Никак не ругулируется количество рекламы, которую сможет показывать интегрированный плеер. Сейчас норма - 12 минут в час. В плеер вполне могут добавть еще пару минут рекламы до включения контента, например".

Андрей Рего отметил, что сейчас проблема с региональными вставками решается силами вещателей и РТРС. В новом законопроекте информации об этом нет. Все пользователи ОТТ-среды будут получать контент по московскому времени.

Что будет с рынком

Михаил Силин привел три возможных варианта развития отрасли, если законопроект вступит в силу в том виде, в котором прошел первое чтение.

Первый сценарий - законопроект направлен против вещателей. "Платить за новую концепцию придется им. Из-за применения технологии unicast вещатели разорятся. Потому что эта технология дороже, чем та, которую используют вещатели сейчас в несколько раз", - сказал Михаил Силин. Технология unicast или однонаправленная (односторонняя) передача данных подразумевает под собой передачу пакетов единственному адресату. Такая схема пакетной маршрутизации данных является противопоставлением широковещательной схеме маршрутизации.

Второй вариант - законопроект направлен на то, чтобы телевидение стало платным. При таком сценарии будут платить абоненты. А ведь предполагалось сделать два мультиплекса общедоступными, то есть бесплатными.

Третий вариант - операторы не примут новый законопроект, например, не станут устанавливать единый плеер условной "Витрины ТВ". "В этом случае разрушится информационное пространство в стране", - пояснил Михаил Силин.

В качестве решения проблемы ассоциация региональных операторов связи "Ростелесеть" предложила альтернативную версию законопроекта о поставщике контента телеканалов в интернете. Вместо создания уполномоченных организаций она предлагает отрегулировать уже существующие отношения. Дмитрий Мариначев высказал надежду, что подготовленный другой законопроект о системе интернет-трансляций 20 обязательных общедоступных телеканалов рассмотрят.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование

Ключевые слова: цифровое телевидение, регулирование, цифровое ТВ