С 1 октября 2014 г. в российском законодательстве появится понятие открытой лицензии. В середине марта президент Владимир Путин подписал соответствующие поправки в Гражданский кодекс, принятые Думой и одобренные Советом Федерации.
О желании ввести в законодательство понятие открытых лицензий заговорил в 2012 г. тогдашний президент России Дмитрий Медведев. Правда, поправки начали разрабатываться еще раньше, в 2010 г., когда была создана рабочая группа при Минкомсвязи, вспоминает исполнительный директор российской Wikimedia Станислав Козловский. Принятые изменения "полностью покрывают существующую практику и вопросов к открытым лицензиям больше не возникнет", уверяет он.
Изменения в законодательстве затронут как интернет-контент, так и свободное программное обеспечение, разрабатываемое на базе открытых лицензий. С помощью таких лицензий авторы могут разрешить всем желающим свободно распространять и изменять свои творения. Так, под открытыми лицензиями сейчас распространяются операционные системы семейства Linux, пакет деловых приложений OpenOffice, а также работает интернет-энциклопедия Wikipedia.
Отсутствие в законе понятия свободной лицензии тормозило их использование в России, уверен Козловский. По его словам, были случаи, когда автор сначала разрешал свободное использование своего произведения, но после появления производных передумывал и защищал свою разработку копирайтом, в результате эти производные формально становились незаконными. В новом законе оговорено, что автор может передумать, только пока произведение не обнародовано. Кроме того, если автор устанавливает какие-то ограничения, закон позволяет защитить его права при нарушении условий открытой лицензии, говорит Козловский.
Поправки создают юридическую возможность ввести в оборот огромный массив пользовательского контента, а также открывают возможность для более глубокой интеграции свободного ПО в систему госзакупок, считает директор по правовым вопросам Фонда развития интернет-инициатив Искендер Нурбеков. Свободное ПО поставляется заказчику бесплатно, а продаются сопутствующие услуги, в том числе доработка этого программного обеспечения под клиента. Ранее, даже если заказчик объявлял тендер именно на услугу разработки, а не на закупку ПО, существовала юридическая неопределенность - поставщик выигрывал тендер, но при этом фактически поставлял и дорабатывал программный код, правовой статус которого был неясен, объясняет Нурбеков. Новый закон решает проблему легализации этого кода. Более того, теперь заказчики смогут использовать и дорабатывать свободное ПО самостоятельно, вообще без посредников и процедур закупки, но с соблюдением требований открытой лицензии, замечает он. В результате для госсектора свободное ПО может эффективно заменить проприетарное ПО, которое сейчас контролируется в основном иностранными правообладателями, отмечает Нурбеков.
Артем Михайлов