Норма о конкурсном принципе выделения ограниченных ресурсов для оказания услуг связи заложена в новой редакции закона "О связи", действующего с начала 2004 года. В нем сказано, что условия и правила проведения торгов будут определяться постановлением правительства. В Мининформсвязи Ъ вчера пояснили, что понятие ограниченного ресурса подразумевает, что ресурсом сети либо частотным диапазоном может пользоваться ограниченное число операторов.
Таким образом, разработанные Мининформсвязи правила регулируют способ проведения торгов на ограниченный ресурс номерной емкости и радиочастоты. При этом сейчас крупнейшие сотовые операторы в основном не испытывают проблем с получением лицензий на оказание услуг связи в стандарте GSM – в большинстве регионов эти лицензии уже распределены. Поэтому основные конкурсные баталии ожидаются за лицензии на сотовую связь нового поколения, интерес к которой проявляют все лидеры рынка.
Еще в конце сентября глава Федерального агентства связи Андрей Бескоровайный заявлял, что до конца этого года его ведомство планирует объявить тендер на лицензии на сотовую связь третьего поколения (3G) в России. Объявить о торгах агентство собирается сразу после выхода постановления правительства, которое определит их форму. В рассматриваемом проекте правил с этим полная ясность: в случае, если разыгрываемые частоты свободны и никем не используются, их выставляют на денежный аукцион и продают тому, кто больше заплатит. Если же частоты кем-либо заняты, то их реализуют на конкурсе. Конкурс выиграет тот, кто предложит лучший, с точки зрения регулятора, проект, учитывающий решение всех сопутствующих задач. К примеру, построение сети сотовой связи с одновременным переводом работающих в данном частотном диапазоне служб авианавигации на другие частоты. Таким образом, лицензии на 3G в России не будут продаваться на аукционах, их разыграют на конкурсе. Поскольку известно, что предназначенные для 3G частоты сегодня активно используются госструктурами.
Такой принцип распределения частот для связи нового поколения связисты оценили по-разному. "Правила, по сути, не позволяют проводить аукционы на частоты для операторов сотовой связи. Документ допускает проведение аукционов только на незанятые диапазоны частот, но в России все они в той или иной степени заняты другими радиочастотными средствами,– говорит президент Ассоциации содействия реформе связи Борис Сапожников.– Аукционы заменяются менее прозрачной процедурой конкурсов". По мнению господина Сапожникова, правила торгов также в недостаточной мере учитывают и неравномерность использования частот, то есть тот факт, что выделяемые под те же сети 3G полосы эфира могут быть разного "качества": "Компания должна бороться на торгах за лицензию, а не за конкретные блоки частот. Только после победы частоты будет выделять ГКРЧ. При этом может быть выделен чистый или нуждающийся в очистке от других радиочастотных средств диапазон. В последнем случае оператор понесет дополнительные расходы".
Участники рынка согласны с тем, что занятые частоты должны разыгрываться на конкурсе. "Что касается заложенных в документ возможностей проведения конкурсов, то с учетом имеющегося мирового опыта, на наш взгляд, это логично,– считает пресс-секретарь 'МегаФона' Марина Белашева.– В России большинство частот используются военными, следовательно, их конверсия требует от гражданских операторов серьезных затрат и проведения целого комплекса технических и технологических работ. А это должно учитываться при проведении торгов и выборе их формы".