В распоряжении "Ъ" оказался проект доклада правительства РФ Владимиру Путину о регулировании межоператорского взаимодействия, подготовленный министром связи и массовых коммуникаций Николаем Никифоровым. Правительство поддерживает предложение "Ростелекома" о выравнивании стоимости услуги завершения вызова на сетях фиксированной и сотовой связи и считает необходимым отменить госрегулирование цен на услуги присоединения и пропуска трафика, оказываемые существенными операторами. Эти изменения не окажут негативного воздействия на малых и средних игроков рынка фиксированной связи с учетом незначительной доли расходов на услуги по пропуску трафика в структуре себестоимости услуг и позволят существенным операторам получить доходы в объеме более 400 млн руб. в год, говорится в докладе.
Также правительство поддержало предложение "Ростелекома" об унификации услуги завершения/инициирования вызова в пределах субъекта. Законодательством могут быть закреплены симметричные тарифы на завершение вызова для сотовых и фиксированных операторов. В то же время предложение "Ростелекома" ввести единый тариф на услугу завершения вызова в размере 0,57 руб. за минуту правительство не поддержало.
Государство устанавливает тарифы на услуги присоединения и пропуска трафика для существенных операторов. В большинстве регионов это "Ростелеком", а, например, в Москве — МГТС. Сейчас звонок от сотового абонента фиксированному или наоборот должен проходить через зоновую сеть (сеть региона), даже если абоненты находятся в соседних домах. При этом сотовый оператор платит за завершение вызова: например, на сети "Ростелекома" 0,25-1,53 руб./мин. на зоновом уровне и 0,09-0,41 руб.— на местном (сеть населенного пункта). Тариф на завершение вызова на сети сотового оператора составляет 0,95 руб./мин.
Реформа межоператорского взаимодействия обсуждается не первый год. Предлагаемые до сих пор варианты изменений критиковались участниками рынка: сценарии, выгодные сотовым операторам, могли привести к значительному снижению выручки "Ростелекома". И наоборот, вариант, выгодный этому оператору, мог обернуться убытками уже для сотовых операторов. С предложением отменить госрегулирование тарифов на услугу завершения вызова и пропуска трафика для существенных операторов ранее выступило Минэкономики.
Вчера в Минкомсвязи заявили, что "поддерживают позицию "Ростелекома" о равном тарифе", но детали проекта доклада не стали обсуждать. Минэкономики и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проект доклада согласовали. В Минэкономики отмечают, что для соблюдения принципов прозрачности и контроля целесообразно одновременное введение публичности тарифов на услуги присоединения и пропуска трафика, оказываемые существенными операторами. "Реформирование необходимо проводить вместе со снятием излишних административных требований по пропуску трафика",— указывает начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева.
В "Ростелекоме" отказались комментировать проект доклада, но отметили, что выступают за то, чтобы межоператорские тарифы были зеркальными. "В этом случае будут выравнены экономические условия работы для фиксированных и мобильных сетей связи",— отмечают в компании.
Крупнейшие сотовые операторы МТС, "МегаФон" и "Вымпелком" поддержали отмену госрегулирования тарифов услуги присоединения и пропуска трафика для существенных операторов. "Предыдущая система начала работать десять лет назад, введение рыночных тарифов больше соответствует современным тенденциям регулирования",— говорит директор по работе с госорганами "МегаФона" Дмитрий Петров. В МТС не поддерживают идею унификации тарифов на услуги завершения/инициирования вызова. "Введение прямого или косвенного регулирования межоператорских тарифов сотовых операторов и их выравнивания с тарифами фиксированных операторов неэффективно не только для телеком-отрасли, но и для экономики страны в целом. Инициатива может привести к потерям сотовых операторов и поставить под угрозу реализацию инвестиционных программ, спровоцировать повышение абонентских тарифов, а также снизить уровень налоговых поступлений в бюджет",— перечисляет представитель МТС Дмитрий Солодовников.
Анна Балашова