Предустановка российского ПО в контексте параллельного импорта

Прошел год с тех пор, как в рамках госпрограммы, называемой среди пользователей «законом против Apple», на импортных мобильных устройствах началась предустановка российского софта. С прошлой весны на все смартфоны устанавливается 16 наименований российского ПО, в числе которого преобладают продукты от Яндекс и VK (бывшей Mail.ru Group). Однако возникает вопрос: если поставщики официально отказались поставлять продукцию в страну, кто должен отвечать за предустановку российских приложений на этих устройствах? Эксперты полагают, что ответственность за это может быть возложена на продавцов.

Предустановка отечественных приложений следует из поправки к закону «О защите прав потребителей». После заключения мирового соглашения между ФАС и Google в 2017 году, был сделан первый шаг: при первичной настройке пользователям предлагался выбор поисковика, который будет использоваться по умолчанию: «Яндекс», Google или Mail.ru. Спустя три года это требование нашло сторонников и в Евросоюзе, исходя из того, что пользователям необходимо предоставлять альтернативные варианты поисковиков.

Первоначально в законе предполагалось прописать необходимость предустановки российских программ не только на смартфоны и планшеты, но также и на ноутбуки, Smart TV, пользовательские компьютеры и другие гаджеты. Однако в 2020 году эти требования были смягчены ФАС, поскольку большая часть компьютеров поступает в продажу без установки операционной системы, а еще часть собирается пользователями самостоятельно из отдельных компонентов. Для компьютеров с лицензионной операционной системой Windows требуется установка только одного пакета: «Мой офис стандартный. Домашняя версия». Также в законе не стали прописывать носимые гаджеты – фитнес-часы и браслеты, по причине того, что на многие из них нет возможности загружать стороннее ПО. Остались смартфоны, планшеты и умные телевизоры, однако с последними тоже есть определенные трудности: кроме классических Smart TV существуют еще телевизионные приставки, позволяющие «поумнеть» обычным телевизорам. Впрочем, крупные разработчики таких приставок самостоятельно начиняют рекомендованным ПО региональные прошивки, и всё необходимое появляется у пользователя, если при первом включении выбирается российский регион.

С устройствами iOS удалось выстроить взаимодействие следующим образом: окно, позволяющее выбрать российский софт, появляется на них только при первом включении, после чего, если пропустить этот выбор случайно или сознательно, в дальнейшем упоминания о российском софте не появляются. Такой компромиссный вариант, тем не менее, устроил российские власти.

Другие вендоры поступают иначе. Например, пользователю предлагается сборник ссылок на установку российских приложений, состоящий только из иконок, и почти не занимающий места на устройстве, что удобнее для пользователей, не планирующих работать с данными программами. Когда Samsung всё же установил приложения «Яндекс» на свои устройства, сделав апплеты неудаляемыми наравне с системными приложениями, это вызвало волну недовольств не только у пользователей, но и даже у самих представителей компании «Яндекс». Инцидент завершился тем, что исполнение закона осуществляется посредством установки на новые смартфоны папки «Закон», наполненной иконками со ссылками на прописанные в законе приложения. Папку можно удалить по желанию пользователя, что устраивает большинство заинтересованных сторон.

TelecomDaily сообщает, что по итогам 2021 года владельцы новых смартфонов iPhone и Samsung были заинтересованы в приложениях «Госуслуги» (54,5%), Яндекс.Карты (44,7%), устанавливали в качестве основного поисковика «Яндекс» (43,3%), а приложения как ICQ и OK Live пользовались значительно меньшей популярностью – их ежедневные скачивания увеличились всего на 1% по сравнению с временем, предшествовавшему необходимости их предустановки.

Эксперты считают, что и такие низкие темпы прироста являются нормальной практикой для российского сервиса. Несмотря на низкую конверсию, предустановка позволяет познакомить пользователей с новым для них продуктом.

Офисный пакет для работы с документами от российских разработчиков, напротив, сейчас переживает расцвет. С апреля 2021 года количество скачивания увеличилось в семь раз, и уже около 5 млн человек используют «Мой офис» ежемесячно в домашних целях, а число установок достигло 12 млн. При этом, по данным агентства BCGroup, 57% одобряют предустановку отечественного софта, а 35% полагают, что предустановка помогла им более активно использовать российский софт в работе.

Вопросы по предустановке появляются в связи с введением схемы параллельного импорта, при которой электронные устройства ввозятся в Россию без согласия правообладателя, предназначаясь для рынков других государств. Кто должен отвечать за предустановку российских программ на телефонах, ввезенных таким способом, пока не ясно. Например, Samsung Galaxy A53, официально не представленный в России, однако встречающийся в продаже в отдельных сетевых магазинах, уже вновь поставляется без папки «Закон». Также не предустанавливается российский софт и на серых устройствах, продающихся маленькими магазинами и частными перекупщиками в онлайне.

При этом, хотя Минцифры и предложило заморозку штрафных санкций за отсутствие отечественного ПО на продаваемой технике, в тоже время 18 мая Максут Шадаев, глава министерства, сообщал, что разработанный недавно магазин приложений RuStore будет предустанавливаться на всех смартфонах, ввозящихся в страну. Ответственность за предустановку необходимых программ могут переложить на продавцов

Эксперты подчеркивают, что Минпромторг не давал разрешения на ввоз контрафактной продукции, а это означает, что поступающие устройства должны вводиться в оборот легально, с соблюдением всех правил, включая и предустановку российских программ. Однако способы распространения софта могут измениться в сравнении с привычными – будут появляться отечественные площадки, а список программ может увеличиваться.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: ПО, Регулирование

Ключевые слова: программное обеспечение, регулирование, мобильные приложения, Импорто­замещение