Одно из важных изменений – новый функционал, благодаря которому жители области могут отслеживать реализацию национальных проектов. На портал поступает информация из Единой цифровой платформы управления регионом, за каждым из 11 нацпроектов закреплено ответственное министерство.
Пользователь может следить за тем, как и какие работы проводятся в рамках нацпроектов, видеть бюджет и освоение средств в режиме «онлайн». Например, житель может найти на портале интересующий его национальный проект, ознакомиться с показателями и результатами, характеризующими его выполнение, оценить отставание или опережение планов.
Также на портале создана интерактивная карта, на которой отражены все объекты и мероприятия национальных проектов. Жителю доступны показатели, результаты работ региональных проектов, мероприятия и объекты внутри него. Кроме того, пользователь может наблюдать за строительством конкретных объектов инфраструктуры или проведением специализированных мероприятий – для этого на портале реализован функционал онлайн-видеотрансляции.
Помимо создания раздела с национальными проектами в 2021 году разработан новый дизайн портала, он позволяет пользователю быстро и без лишних действий (нативно) получать необходимую информацию. Навигационные элементы интуитивно понятны и удобны, а логика их представления обеспечивает минимальное число шагов к цели. На портале появились 5 новых разделов. За это время система отработала более 28 тысяч сообщений жителей. Важной характеристикой проекта стало максимальное использование уже функционирующих в Мурманской области автоматизированных информационных систем и телекоммуникационной инфраструктуры.
Одно из обновлений портала – раздел «Уборка территорий», в котором на интерактивной карте отображены данные по местоположению городской коммунальной техники. Информация обновляется каждые 10 секунд. Также отображается статус по выполнению работ (цветовое отображение участков в зависимости от статуса задания).
Еще один новый раздел «Афиша» состоит из двух интеграций с сайтами «Яндекс.Афиша» и «Культура.РФ». Данные в нем представлены пользователю в виде карточек мероприятий, выбрав нужную, можно сразу купить билет, в личном кабинете жителя будут отражены все события, а за сутки до мероприятия участнику придет напоминание. Кроме того, у администрации есть возможность создавать и продвигать собственные карточки мероприятий. Например, рассказать о планируемом «Дне города», популяризировать его, пользователь может зарегистрироваться на мероприятие, при этом личные данные с портала подтягиваются автоматически.
Серьезным вызовом проекта стала интеграция с внешними информационными системами: ПОС, АИС «Жилинспектор». Интеграция с появившейся уже после старта проекта федеральной платформой обратной связи (ПОС) успешно завершена: житель приходит с запросом на Госуслуги – информация передается на «Наш Север», отрабатывается там в соответствующем разделе.
«В самом начале проекта центральным функционалом системы являлась подача жалоб через портал. Сейчас он становится все более многофункциональным: пользователь заходит на него и для того, чтобы решить свою проблему, и узнать информацию, и посмотреть на график уборки улиц. Фактически, это инструмент активного жителя области для разных сфер социальной жизни. В работе с жалобами тоже немало изменений – сейчас можно не просто отправить письмо и оно будет принято, можно отследить весь путь своего обращения. При этом система устроена так, что формальная отписка просто невозможна», – говорит Олеся Иваненко, начальник отдела отраслевой цифровизации ГОБУ «ЦИТ МО» (Центр информационных технологий Мурманской области).
«К актуализации портала мы приступили, тщательно проанализировав пользовательский опыт и опираясь на современные тенденции в построении оптимального пользовательского опыта (UX/UI). Мы постарались сделать все интерфейсы максимально «юзерфрейндли» и максимально оптимизировать путь сообщения – от даты вхождения сообщения на портал до даты решения вопроса, когда житель доволен результатом, не просто получил ответ, а получил готовое решение своей проблемы. В процессе несколько раз для достижения наилучшего результата менялись акценты, ответственные, которые влияли на срок получения позитивного итога. Много работали с обратной связью, смотрели, что пользователю удобно, что нет. Главная цель обновления дизайна – интуитивно понятное представление, легкость в использовании жителями, простота в обращении пользователями любого уровня. С любой точки портала пользователи легко переходят в нужную им категорию и сервисы», – говорит Денис Мегдальский, руководитель проекта со стороны РИР.
Напомним, что портал «Наш Север» был запущен в 2019 году. Через него каждый житель области может влиять на развитие городской инфраструктуры, принимать участие в голосовании, например, по выбору дизайна новогоднего убранства города или цвета фасада при ремонте дома, рассказать о текущих проблемах. Для приема жалоб на портале созданы отдельные тематические блоки: проблема ЖКХ, неубранный мусор, неубранный снег, ямы на дороге и т. д. Сообщение поступает модераторам, которые направляют его на рассмотрение конкретному исполнителю. В каждом муниципальном образовании области закреплены ответственные лица по работе на портале, а также перечень операторов и исполнителей по каждой категории сообщений. Портал реализован на российском решении: программный комплекс «Активный горожанин» для вовлечения жителей – собственная разработка РИР, внесенная в реестр отечественного программного обеспечения.